Что такое ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей)

Что такое ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей)

Обнаружение задержки в развитии речи

Обнаружение у детей задержки в развитии речи является актуальной темой. Несмотря на то, что число малышей с этой проблемой не уменьшается, ее можно успешно преодолеть, если найти ее вовремя и не запустить. Ответственность за это лежит на родителях, которые должны заметить отклонение и обратиться к лучшим врачам для полноценного обследования ребенка. Если проблему вовремя не решить, то с ростом возраста ребенка будет все больше отставать не только в речи, но и в психике, обучении и общении со сверстниками.

За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла десятками раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затрагивает в первую очередь развитие мышления (формируется задержка психоречевого развития (ЗПРР)), а также детей с врожденными неврологическими заболеваниями.

Задержка психоречевого развития обнаруживается чаще у детей, старших трех лет. Это обусловлено тем, что в этом возрасте дети активно начинают общаться с окружающими. Тем не менее, важно обнаружить отклонение уже на более раннем этапе, не позднее чем в пять лет. Если ребенок не начинает разговаривать после семи лет, шансы на полное выздоровление очень малы.

Хотя возможность полного выздоровления зависит от степени нарушения и применяемых методик лечения, чем раньше родители обнаружат проблему, тем больше шансов на успешное преодоление ее. Лучшее время для выявления задержки психоречевого развития – в возрасте двух-трех лет.

Как определить задержку психоречевого развития: симптомы и признаки ЗПРР

Задержка психоречевого развития (ЗПРР), вызванная врожденными факторами, может проявиться у ребенка уже на раннем этапе его жизни.

Следующие признаки указывают на задержку психоречевого развития:

  • в четыре месяца: ребенок не реагирует на родительские жесты и слова, не улыбается (что также является признаком аутизма);
  • восемь-девять месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
  • год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;
  • полтора года: не говорит простых слов, таких как "мама" или "дай", и не понимает их значения, не реагирует, когда к нему обращаются по имени или просят что-то; также может быть трудность с жеванием;
  • два года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не учитывая новые слова других людей;
  • два с половиной года: использует не более 20 слов, не в состоянии сформулировать фразу из двух-трех слов, не знает названий частей тела и предметов;
  • три года
    • не может самостоятельно составить предложение
    • не понимает простые рассказы
    • ребенок может говорить слишком быстро, обрезая окончания слов, или слишком медленно, растягивая слова
    • не всегда может отвечать на вопросы взрослых

У детей с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, рот всегда приоткрыт. Такие дети характеризуются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью и слабой памятью. Часто у них недоразвитое воображение, ограниченный эмоциональный диапазон, что затрудняет общение со сверстниками.

Симптомы ЗПРР могут быть связаны с органическими изменениями. При использовании электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии, которое отвечает за речевое развитие.

Чем дольше ребенок страдает от задержки речи, тем больше задерживается его психическое и умственное развитие. Чем старше ребенок, тем больше он получает информации через разговоры с другими людьми. Это еще одна причина, почему лечение ЗПРР должно начинаться как можно раньше.

Основные причины задержки речевого и психического развития

Задержка развития речи и психической деятельности у детей не представляют собой самостоятельные заболевания. Это результат отклонений, возникших в развитии головного мозга и центральной нервной системы.

Существуют следующие факторы, которые способствуют задержке речевого и психического развития:

  1. Болезнь матери во время беременности. Ненормальное развитие плода может произойти вследствие проникновения инфекции, травмы, отравления.
  2. Гипоксия (кислородное голодание) плода в утробе матери.
  3. Тяжелые условия родов, такие как стремительные или неполные роды, обвитие пуповины вокруг шеи плода или травма в момент рождения, такие как перинатальная энцефалопатия, травма центральной нервной системы или травма шейного отдела позвоночника.
  4. Перенесенные детством тяжелые инфекции, которые вызывают заболевания мозга, а также полученные травмы и травмы головы.
  5. Генетические и хромосомные нарушения, которые сопровождаются отклонениями в структуре мозга.
  6. Неправильное воспитание ребенка, когда дети растут без должного внимания или наоборот - слишком сильных и строгих родительских методов. Они могут также выходить из дисфункциональных семей.
  7. Тяжелый психический стресс и травма, полученные в раннем возрасте.

Заболевания, которые могут вызвать задержку психического и речевого развития:

  1. Врожденные аномалии центральной нервной системы;
  2. Эпилепсия и другие неврологические заболевания;
  3. Ишемия головного мозга;
  4. Гидроцефалия;
  5. Повышенное внутричерепное давление;
  6. Детский церебральный паралич (ДЦП);
  7. Опухоль головного мозга;
  8. Патологии сосудов головного мозга;
  9. Лейкодистрофии;
  10. Нарушение ликвородинамики.

Нужно подчеркнуть, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР может усугубляться в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Корректировать нужно не только ЗПРР, но и причины ее возникновения в первую очередь.

Заболевание с элементами аутизма

Заболевание с элементами аутизма

Заболевание с элементами аутизма, которое возникает в результате нарушения работы центральной нервной системы или воздействия инфекций на организм, может вызвать не только отставание в речевом и психическом развитии, но и расстройства аутистического спектра. Ниже перечислены основные черты поведения, присущие детям, страдающим этим заболеванием:

  • Нет эмоционального контакта с окружающими, не улыбается, не ищет контакта с родителями.
  • Часто проявляет агрессию, которая может быть направлена как на себя, так и на других (например, кусание или битье).
  • Повторение одного и того же действия или движения (раскачивание на одном месте, хождение по кругу), соблюдение набора правил (расстановка в ряд), отрицательная реакция на изменения.
  • Неспособность играть с игрушками, использование их необычным или своеобразным способом, ориентация на одну игрушку или ее элемент.
  • Избегание общества, неумение общаться со сверстниками.

Также заметно задержка в развитии речи и непонимание обращенной речи. При обнаружении указанных особенностей поведения у ребенка следует обратиться за помощью к нескольким специалистам, включая психолога и логопеда-дефектолога.

Как излечить задержку психического развития

Лечение задержки психического развития (ЗПРР) необходимо начинать комплексно и как можно раньше. К числу специалистов, участвующих в процессе терапии, относятся психиатры, неврологи, логопеды-дефектологи, психологи и нейропсихологи. Если задержка психического развития не является сильно выраженной и лечение начато на ранней стадии, то ожидаются положительные результаты. Однако, если лечение начато поздно, то шансов на улучшение развития и способности учиться в обычном классе и нормально общаться со сверстниками у ребенка будет меньше.

Основные методы лечения задержки психоречевого развития:

1. Микротоковая рефлексотерапия - это метод лечения с помощью сверхмалых электрических импульсов, которые воздействуют на биологически активные точки мозга и нейрорефлекторные зоны. Такие импульсы помогают восстановить работу центральной нервной системы в тех участках, где она была нарушена. В случае задержки психоречевого развития врач может воздействовать аппаратом на зоны мозга, связанные с речью, ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом. Этот метод показал высокую эффективность при гидроцефалии и он разрешен для детей с шести месяцев.

2. Занятия с логопедом-дефектологом - это работа, направленная на развитие памяти, мелкой моторики, мышления и обучение ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.

3. Логопедический массаж - это дополнительная мера при задержке речевого развития, направленная на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, что помогает ребенку легче произносить звуки и их сочетания.

4. Лекарственная терапия - медикаменты, назначаемые врачом-психиатром или неврологом при задержке психоречевого развития. Врач, используя компьютерную томографию, ЭЭГ и другие методы, выявляет патологии центральной нервной системы у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий. Неврологи чаще всего прописывают ноотропные лекарственные средства. Однако не всегда психотропные средства назначаются "по адресу", в некоторых случаях можно обойтись и без них, либо не "сидеть" на них постоянно.

Родительская ошибка заключается в обращении к логопеду-дефектологу без предварительной работы ребенка с другими специалистами.

Дополнительные методы коррекции задержки психического развития у детей (ЗПРР) включают в себя несколько подходов.

В первую очередь, родители могут обратиться к детскому психологу, если задержка в развитии связана с психологической травмой или неблагополучной обстановкой в семье. Врач может помочь ребенку при проблемах со сверстниками, речью и поведением.

Также можно применять альтернативные подходы: иппотерапию, дельфинотерапию, арт- и музыкотерапию. Развитие моторики тела также является хорошим вариантом для лечения ЗПРР. С помощью различных развивающих упражнений и игр, родители могут проводить занятия со своим ребенком, что поможет ему быстрее развиваться.

Кроме того, остеопатия, как метод альтернативной медицины, может помочь детям с задержкой психического развития. Остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ и психику ребенка, мануально воздействуя на активные точки на теле.

Важно знать, что только работа с логопедом и таблетки не помогут устранить задержку психического развития. Родители должны обращаться к профессионалам, которые проведут комплексную диагностику и разработают индивидуальный план коррекции, включающий разные методы.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *