Управление ИТ-активами: анализ российского рынка услуг и его крупнейшие игроки

Управление ИТ-активами: анализ российского рынка услуг и его крупнейшие игроки

В условиях экономического кризиса руководители предприятий и ИТ-директоры задаются вопросом, какими должны быть ключевые критерии эффективности информационных технологий (ИТ) и как улучшить эти характеристики. Оборудование и программное обеспечение требуют постоянных инвестиций, которые не всегда окупаются, поэтому эта проблема актуальна для многих организаций.

В 2013 году на конференции издательского дома «Открытые системы» было отмечено, что ИТ-менеджмент в России стал полноправным инструментом для решения бизнес-задач. Это соответствует глобальной тенденции, отмеченной в исследовании The 2013 Gartner CEO and Senior Executive Survey. Согласно данным исследования, 70% руководителей продемонстрировали глубокое понимание важности управления IT-активами, а 31% планировало уделять больше внимания данному направлению.

Многие руководители боятся управлять постоянно растущей и совершенствующейся ИТ-инфраструктурой предприятия, так как этот процесс требует специальных знаний, привлечения сертифицированных специалистов и использования соответствующих технологий. Однако игнорирование этой стороны развития бизнеса может привести к серьезным последствиям, таким как использование нелицензионного программного обеспечения, что может привести к критическим сбоям в работе и конфликтам с правоохранительными органами. Кроме того, это может привести к потере и утечке важной для компании информации, неоправданно высоким расходам на IT-обеспечение, снижению эффективности бизнес-процессов и уменьшению скорости и качества коммуникации с деловыми партнерами и клиентами.

Верховенство IT-активов в настоящее время делает образование управления этими активами обязательным. К IT-активам следует отнести инфраструктуру (аппаратное обеспечение), лицензионное программное обеспечение, контракты с поставщиками и финансы. Однако каждой организации требуется решить, как управлять активами по своим потребностям и предполагаемой прибыли.

Управление IT-активами включает множество задач, которые включают:

  • инвентаризацию (важно получить комплексные результаты не только в виде бухгалтерской информации, но и в качестве характеристик конфигурационных единиц – КЕ);
  • непрерывный мониторинг – от приобретения до списания (учет действительных и недействительных лицензий, контрактов на лизинг, закупку и поддержку программного и аппаратного обеспечения, используемых и неиспользуемых, устаревающих и невостребованных активов);
  • анализ и разнесение затрат по ключевым точкам расходов и бюджетам;
  • выставление счетов;
  • создание прозрачной отчетности для возможности сравнения себестоимости текущих закупок с рынком;
  • оптимизацию процесса закупок (бюджетирование, стратегическое планирование, снижение и возмещение затрат).

Вся процедура управления IT-активами может и должна быть автоматизирована, для чего разработаны различные модульные решения. Выбор модулей зависит от необходимой глубины охвата процесса и требуемого уровня автоматизации, а также целей и задач, размера бюджета, сроков внедрения и стратегии развития.

Мировой опыт по управлению IT-активами на данный момент собран в библиотеке IBPL, которая была создана Международной ассоциацией менеджеров по управлению IT-активами (International Association of Information Technology Asset Managers, IAITAM). Также ориентиры приведены в международных стандартах ISO/IEC 20000, ISO/IEC 19770, COBIT, ITIL.

ISO/IEC 20000 – это международный стандарт, который определяет требования к компаниям, оказывающим IT-услуги. Он используется в работе таких высокотехнологичных организаций, как системные интеграторы, банки, страховые компании, интернет-провайдеры и разработчики программного обеспечения. ISO/IEC 19770 – это стандарт, который позволяет выстроить бизнес-процессы в компании таким образом, чтобы в них могло быть задействовано только лицензионное ПО. COBIT – это стандарты, которые определяют задачи информационных и смежных технологий. В них описываются цели и принципы управления, объекты управления, даются определения IT-процессов и требования к ним, а также описываются возможные инструменты реализации последних. ITIL – это британская библиотека лучших практических способов организации работы IT-подразделений и IT-компаний. На сегодняшний день она фактически является международным стандартом в описании фундаментальных процессов управления ИТ-услугами. На базе ITIL созданы структурированные подходы к управлению IT-услугами в ведущих подразделениях компаний Hewlett-Packard, IBM и Microsoft.

На сегодняшний день изучение теоретической базы по вопросам управления IT-активами доступно при обучении на специальностях «ИТ-менеджмент» в крупных технических вузах. К сожалению, не каждый IT-директор и генеральный директор предприятия владеют такими знаниями. Тем не менее, воплощение передовых идей управления IT обеспечивает эффективность ИТ-инфраструктуры всего предприятия.

Развитие информационных технологий оказало серьезное влияние на бизнес-сферу. Внедрение процессов управления ИТ-активами позволяет обеспечить ряд преимуществ:

  • повышение эффективности управления бюджетом;
  • проведение качественного стратегического планирования;
  • соответствие регулирующим требованиям;
  • возмещение затрат и определение путей их снижения.

Многие компании сталкиваются с проблемами управления ИТ-активами и пытаются решить их самостоятельно. Однако, крупные холдинги не могут обойтись без помощи профессионалов, чтобы обеспечить эффективное управление ИТ-активами.

Рынок услуг по менеджменту в сфере информационных технологий оценивается как очень перспективный. В то время как общий рост рынка IT-услуг на территории России в 2015 году по данным IDC ожидается на удручающем уровне - долларовый сегмент сократится на 10%, услуги по менеджменту в сфере информационных технологий сохранят свой высокий спрос. Например, IDC подтверждает, что спрос на управление IT-активами не падал даже в кризисный 2008 год.

По мировым тенденциям, генеральный директор будет представлять основного внутреннего заказчика IT-сервисов в компаниях чаще, чем IT-директор.

Рейтинг ИТ-компаний России: кто лидирует на рынке управления IT-активами?

Если у вас возникла необходимость найти компанию, которая поможет вам профессионально решить вопросы, связанные с управлением IT-активами, то предлагаем обратить внимание на топовых игроков рынка. Именно они заслуженно являются лидерами отрасли благодаря всестороннему владению информационными технологиями, плодотворным партнерским отношениям с лучшими поставщиками оборудования и программного обеспечения, а также высоким уровнем конфиденциальности и защиты информации.

Итак, на рынке ИТ-услуг давно и хорошо известны следующие компании (ранжировка произведена по количеству выполненных проектов, уровню сертификации специалистов и отзывам клиентов):

  1. Компания A
  2. Компания B
  3. Компания C
  4. Компания D
  5. Компания E

При выборе ИТ-компании для сотрудничества, обратите внимание не только на ее рейтинг, но и на ваши личные критерии, такие как требования к качеству работы, удобство коммуникаций, стоимость услуг и т.д.

Компания КРОК существует уже с 1992 года и является лидером на российском IT-рынке в сегменте предоставления услуг по созданию IT-инфраструктур (системной интеграции). Согласно данным IDC, доля КРОК на рынке составляет 16,1%.

Количество сотрудников компании превышает 2 200 человек, причем более 75% из них - технические специалисты, обладающие 4 400 профессиональными сертификатами. Для создания комплексных решений КРОК постоянно сотрудничает с более чем 200 производителями АО и ПО, включая Центры решений EMC, HP, Hitachi Data Systems, EON Reality, Symantec и Dell. Это дает клиентам возможность использовать новейшие технологии в своих бизнес-задачах.

Компания ежегодно завершает 2 000 проектов для корпоративных заказчиков, среди которых находятся крупные компании, такие как «Альфа-Банк», «Райффайзенбанк», «Башнефть», «Сургутнефтегаз», X5 Retail Group N. V., «АШАН», «ИНТЕР РАО ЕЭС», «РЖД» и многие другие. В 2013 году оборот компании составил 27 млрд руб.

IBS – крупнейшая IT-компания, основанная в 1992 году. Более 10 000 сотрудников компании работают в различных уголках мира, что делает ее присутствие в первой пятерке рейтингов отрасли достоянием общественности. IBS сотрудничает с известными западными и российскими поставщиками АО и ПО, а также имеет Центр корпоративных внедрений и поддержки решений 1С. Она предлагает широкий спектр услуг, включая разработку и внедрение ПО, бизнес-приложений, консультирование в сфере ИТ, ИТ-аутсорсинг. Среди ее клиентов такие известные компании, как «Росатом», «Газпром», Сбербанк, Boeing, Deutsche Bank, IBM, Dell, AMD, Ford и прочие. Консолидированный оборот компании в 2014 году составил $903.6 млн.

Компания «Техносерв» была основана в 1992 году и уже много лет успешно занимается хранением и обработкой данных, мониторингом и построением ИТ-инфраструктуры, обеспечением информационной безопасности, а также ИТ-аутсорсингом и другими направлениями работы.

Компания имеет представительства в разных городах России и стран СНГ. Среди клиентов «Техносерва» такие крупные компании, как «Аэрофлот», «Российские железные дороги», «Связьинвест», «Мобильные ТелеСистемы», «ВымпелКом» и многие другие.

За прошедший 2013 год компания «Техносерв» заняла одно из лидирующих мест в ТОП-3 рейтингов российских IT-компаний, составленных РА «Эксперт» и «Коммерсантъ Деньги», что свидетельствует о ее высокой репутации на рынке.

Количество сотрудников «Техносерва» превышает 2000 человек, а оборот за 2013 год составил 40,16 млрд рублей.

Название компании NVision стало знакомым на IT-рынке еще в 2001 году. За это время компания завоевала популярность благодаря широкому кругу предоставляемых ИТ-услуг. Она практикует консалтинг, разработку и внедрение бизнес-приложений, а также построение и обслуживание ИТ-инфраструктуры.

На сегодняшний день у компании их офисы уже расположены в 20 представительствах на территории России, а также в 4 представительствах СНГ и Европы. Работая бок о бок со своими партнерами, число которых насчитывает более 100 крупнейших мировых поставщиков АО и ПО, NVision оказывает свои качественные услуги в области информационных технологий.

Одной из особых характеристик компании является ее команда, насчитывающая около 3 500 профессионалов, которые готовы обслужить 250 задачливых клиентов, включающих в себя такие гиганты, как "ВТБ", "Мобильные ТелеСистемы", "Альфа-Банк", Министерство энергетики РФ, "Высшая школа экономики", и многие другие. Ежегодно проходит более 5 000 проектов.

Компания отметила свои успехи в 2013 году, получив выручку в размере 39,4 млрд рублей. "Энвижн Груп" также занимает заслуженное 2-е место в рейтинге 2014 года, составленном ИД "Коммерсант" по предоставлению ИТ-услуг.

Группа компаний «Астерос», созданная в 1998 году, на сегодняшний день состоит из нескольких организаций, в том числе «КАБЕСТ», «Астерос Консалтинг» и «Астерос Лабс», и имеет представительства в России и других странах СНГ. Основными направлениями деятельности являются построение и обслуживание ИТ-инфраструктуры, систем безопасности (включая информационную), инженерных сетей, разработка и внедрение бизнес-приложений и ИТ-аутсорсинг. Компания имеет множество крупных клиентов, среди которых такие известные бренды, как «ВТБ», Сбербанк России, «Вертолеты России», РУСАЛ, РусГидро, «Северсталь», «ТНК-BP», «ВымпелКом», «МТС», МегаФон, Администрация Президента РФ, Министерство обороны РФ, Совет Федерации РФ, ФСБ России и ФТС РФ.

Количество специалистов в «Астерос» насчитывает более 1 700 человек. Компания была отмечена в рейтинге «Эксперт-400» в 2013 году, где заняла место среди крупнейших компаний России. Оборот «Астерос» за тот же год составил 19,7 миллиарда рублей.

Хотя все организации входящие в группу компаний «Астерос» заслуживают внимания, определить наиболее подходящий выбор можно только после анализа решений предложенных каждым из поставщиков услуг и их соответствия вашим требованиям.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *