В Калининградской области в небо подняли самолёт ДОСААФ
В Калининградской области над аэродромом Северный Калининградского авиационно-спортивного клуба ДОСААФ России 23 марта совершил полёт экипаж самолёта Ан-2 в составе летчиков Вологодского аэроклуба ДОСААФ России.
В Калининградской области над аэродромом Северный Калининградского авиационно-спортивного клуба ДОСААФ России 23 марта совершил полёт экипаж самолёта Ан-2 в составе летчиков Вологодского аэроклуба ДОСААФ России.
Тем самым с помощью специалистов из Вологды сделан не первый, но очень важный шаг к восстановлению авиационной деятельности в Калининградской оборонной организации. Полёт самолета — необходимое действие после его капитального ремонта и вынужденного простоя.
С 2012 года пять досаафовских самолетов, не выработавших своего ресурса, сиротливо стояли на территории аэродрома Малое Исаково (Девау), ждали своего часа. И ныне один из них, надежный Ан-2, совершил первый полет над своим домом — аэродромом Северный.
Первые шаги — они самые трудные. Так и эти шаги в небо дались не сразу. «Аннушку» сначала отправили на Московский авиационно-ремонтный завод ДОСААФ России в Московской области. В марте 2020 года отремонтированный самолет в разобранном состоянии прибыл в Калининград. Там его собрали авиационные специалисты и их помощники-энтузиасты под руководством летчика ДОСААФ, начальника Калининградского авиационно-спортивного клуба (АСК) Талгата Курманаева. И только после того, как аэродром Северный передали Калининградскому АСК ДОСААФ в июле 2021 года, самолёт приземлился на бетонку бывшего военного аэродрома.
Ровно полвека, с 1952 по 2002 годы, на Северном (его еще называют аэродром Нивенское, потому как рядом — одноименный поселок) там базировался прославленный 689-й гвардейский авиаполк имени маршала авиации первого трижды Героя Советского Союза А. И. Покрышкина. До января 1949 года полк именовался 16-м гвардейским. В нём в годы Великой Отечественной войны служили 22 Героя Советского Союза, некоторое время им командовал воздушный ас Александр Покрышкин. В 2002 году полк перебазировался на аэродром Чкаловский. А Северный стал приходить в запустение и лишь спустя 20 лет там вновь закипела жизнь.
Возрождали аэродром всем миром Огромную работу проделали члены ДОСААФ — энтузиасты Федерации автомобильного спорта Калининградской области под руководством Артема Елагина и Калининградского парапланерого клуба во главе с Сергеем Кандыбко. Талгат Курманаев дневал и ночевал на аэродроме. Помогало авиационное сообщество Калининградской области, руководители многих учреждений, фирм, предприниматели, заинтересованные в возобновлении авиационной деятельности в ДОСААФ.
— Аэродром Северный — место боевой славы воздушных защитников Родины. Он связан с именем Александра Покрышкина, который десять лет руководил оборонным обществом Советского Союза и многое сделал для подъема и развития ДОСААФ СССР. Аэродром особенно дорог нам, досаафовцам, поэтому мы будем делать все, чтобы его потенциал использовался не только для возобновления допризывной подготовки ребят и развития авиационно-технических видов спорта, но и для военно-патриотического воспитания молодежи, — прокомментировал в Калининграде председатель регионального отделения ДОСААФ России Калининградской области, депутат Калининградской областной думы Олег Урбанюк.
…Мы остановились у края рулежной дорожки. И все, кто был в это время там, следил за Ан-2, который кружил в голубом небе над аэродромом. Обратили внимание на ровный звук мотора самолета. Руководитель полетов Андрей Житенев по рации переговаривался с экипажем, делал пометки в тетради. Он прилетел из Ленинградской области, где работает заместителем начальника по лётной подготовке авиационно-спортивного клуба ДОСААФ России «Сиворицы», что под Гатчиной.
И не один, а в составе комиссии, цель которой — проверить все системы воздушного судна перед выдачей сертификата лётной годности.
Ровно в 9:30 инженер Сергей Соловьев начал прогрев и запуск двигателя. Через несколько минут в кабине его сменили летчики. За штурвалами биплана — командир экипажа Андрей Саватин и второй пилот Сергей Логунов. Едут по рулежной дорожке на взлетную площадку. 150 метров разгона по «бетонке» и Ан-2 взмывает в небо.
За сорок минут летчики проверили устойчивость и управляемость самолета в разных режимах и высотах, всех его систем, работу силовой установки.
— Полет нормальный! — время от времени тихо говорил Талгат Курманаев. — Сегодня «аннушка» поднимется на 1200 метров, а вообще допустимая высота — 4 тысячи метров. Самолет налетал всего 240 часов. Из-за какой-то поломки простоял 20 лет! На заводе все агрегаты и механизмы полностью перебрали, мотор родной оставили, но что-то заменили. Одним словом, обновили самолет и сейчас он как новенький. Его ресурса в 900 часов хватит еще на пять лет, а то и больше. Правильно говорят про него — «антоновский долгожитель»!
40 минут пролетели незаметно. Ан-2 штатно приземлился и возвратился к ангару.
Андрей Саватин, имеющий полторы тысячи часов налёта, кратко доложил:
— Отличная матчасть! Все в пределах ТО. Облёт выполнен. Все хорошо. Замечаний нет.
Не было и замечаний у второго пилота Сергея Логунова, имеющего почти пять тысяч часов налёта на военных вертолетах.
— Сейчас моя задача как авиатехника — проверить все системы после облета самолета. Все-таки он два года не летал после ремонта. Осмотр показывает, что все в порядке, — заверил инженер Сергей Соловьев.
Работой команды Калининградского АСК доволен начальник отдела аэродромно-технического и радиотехнического обеспечения департамента авиации Центрального совета ДОСААФ России Валерий Глущенко:
— Сегодня здесь впервые проходит облет гражданского самолета. Аэродром подготовлен в соответствии со всеми требованиями. Проведена регистрация посадочной площадки, получено разрешение на ее использование в территориальном управлении Росавиации в Санкт-Петербурге, подготовлена соответствующая инструкция.
В этот же день совершал полеты на Ан-2 и Талгат Курманаев, лётчик-инструктор 2-го класса. За его плечами — большой опыт, но из-за перерыва в управлении самолетом надо было сдать зачеты. Он выполнил программу контрольных полетов и получил все необходимые допуски. Члены авиационной комиссии во главе с Павлом Шибаевым дали «добро» — самолёт Ан-2 введен в эксплуатацию.
— Подбираем инструкторско-лётный состав, а потом начнем работать с парашютистами, будем организовывать туристические полеты. Со временем непосредственно у нас, в Калининградском АСК, будут проходить теоретическое обучение и лётную подготовку штатные работники аэроклуба, а после сдачи зачетов специальному совету допущены к полетам и прыжкам с парашютом, — пояснил Талгат Курманаев.
— Организация полета — очень сложное и ответственное мероприятие. Это и вопросы безопасности, технической и инженерной подготовки… Тут мелочей быть не может. Поэтому за внешней красотой полёта, который мы сегодня наблюдали, стоит серьезная работа, — отметил Олег Урбанюк. — Сертификат получен. А дальше начинается авиационная деятельность в полном объёме. Планов у нас много. Это подготовка допризывной молодежи по военно-учетным специальностям, прыжки с парашютом «перворазников», проведение фестивалей и мероприятий военно-патриотической и спортивной направленности на знаменитом аэродроме Северный.
Текст и фото: Тамара Волкова. (Региональное отделение ДОСААФ России Калининградской области).