Можно ли выгнать безбилетника: эксперт — о запрете высаживать инвалидов из общественного транспорта

Госдума приняла в первом чтении законопроект, запрещающий высаживать из автобусов, трамваев и троллейбусов инвалидов I группы, не оплативших проезд.

Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»

Госдума приняла в первом чтении законопроект, запрещающий высаживать из автобусов, трамваев и троллейбусов инвалидов I группы, не оплативших проезд. Решение опубликовано на сайте нижней палаты парламента. 

Правительство поддержало поправки, но попросило депутатов определиться, как быть, если у человека нет документов, подтверждающих инвалидность. 

Поправка может спровоцировать некоторых пассажиров ездить бесплатно, считает кандидат юридических наук, руководитель образовательных программ Высшей школы права ОНК «Институт управления и территориального развития» Елена Фадеева.

«При принятии подобных законов всегда важно учитывать возможные злоупотребления правом. Предполагается, что законопроект не освобождает инвалидов I группы от обязанности оплачивать проезд, а лишь позволяет проехать в общественном транспорте в экстренном случае, например, когда забыл социальную карту. Однако весьма обоснованы опасения, что безбилетный проезд станет распространённой практикой, что мы наблюдаем после введения аналогичного запрета высаживать из транспорта детей и подростков до 16 лет», — комментирует Фадеева.

Эксперт считает, что регулирование в сфере защиты прав людей с ограниченными возможностями должно носить системный, а не ситуативный и случайный характер. Очередной запрет лишь маленькая заплатка для большой дыры.

«Интересно, что подобный запрет распространяется на случаи безбилетного проезда только в автобусах, трамваях, троллейбусах. Но как быть с защитой инвалидов при их поездках, например, в пригородных поездах? В данном случае необходимо продумывать правовые механизмы комплексного обеспечения прав граждан с ограниченными возможностями», — говорит Фадеева. 

По мнению специалиста, непроработанным остался механизм реализации закона. Например, как поступать водителю или контролёру, если у безбилетника нет документов, свидетельствующих о наличии именно I группы инвалидности. 

Факт высадки пассажира с ограниченными возможностями доказать весьма проблематично, а значит, сложно привлечь к административной ответственности перевозчика. 

«Подобное фрагментарное правовое регулирование не решает проблему, а только усугубляет её и усиливает неблагоприятную тенденцию законодательной инфляции», — уверенна Фадеева. 

Штраф за высадку пассажира с ограниченными возможностями составит 5 тыс. руб. для водителя или до 30 тыс. для контролёра. 

С 2021 года Госдума запретила высаживать из транспорта несовершеннолетних. 

Автор: Константин Сериков

Последние новости

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Новом Уренгое на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *