Святейший Патриарх Кирилл возглавил собрание духовенства Калининградской митрополии
9 декабря 2019 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в актовом зале православной гимназии при кафедральном соборе Христа Спасителя в Калининграде состоялось собрание духовен
9 декабря 2019 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в актовом зале православной гимназии при кафедральном соборе Христа Спасителя в Калининграде состоялось собрание духовенства Калининградской митрополии.
После избрания на Патриарший престол Святейший Патриарх Кирилл оставался правящим архиереем Калининградской епархии. 21 октября 2016 года в пределах Калининградской области была образована Калининградская митрополия. Священный Синод принял к сведению и одобрил выраженную калининградцами просьбу оставить за Святейшим Патриархом временное управление Калининградской митрополией.
В президиуме собрания находились Святейший Патриарх Кирилл, архиепископ Калининградский и Балтийский Серафим, епископ Черняховский и Славский Николай, секретарь Калининградской митрополии протоиерей Марьян Позунь.
На собрании также присутствовали управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий и руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Павлово-Посадский Фома.
Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся со словом, посвященном актуальным проблемам общецерковной жизни, а также непосредственно Калининградской митрополии. В частности, Святейший Владыка отметил, что местные священники несут особую ответственность за духовное состояние соотечественников:
«Главная роль в великом деле укрепления Православия на этой земле принадлежит духовенству Русской Православной Церкви. И я хотел бы особенно подчеркнуть: вы несете ответственность за духовное состояние россиян, живущих в этом особенном месте, пребывание в котором имеет и свои плюсы, и свои минусы.
Наверное, главной проблемой здесь является оторванность от остальной страны, от тех самых мест, которые ассоциируются не только с историей, а с душой нашего народа. И эта оторванность от основной части России, несомненно, на всех нас налагает особую ответственность по укреплению Православия в жизни людей. А значит, на каждом из вас лежит двойная ответственность, если сравнивать с ответственностью, которую несут священнослужители в России. Двойная, потому что, с одной стороны, вы должны заботиться об укреплении веры православной, с другой, на вас ложится прямая ответственность за воспитание любви к Отечеству.
Что греха таить, многие дети по нескольку раз бывали за границей — в Германии, в Польше — и никогда не были в России. Поэтому укрепление духовных связей с "материковой" частью нашей страны, с коренной Россией — это, в том числе, и ваша большая задача».
Святейший Патриарх Кирилл рассказал о ситуации в мировом Православии, сложившейся после признания «Православной церкви Украины» некоторыми Поместными Церквами. Святейший Владыка выразил надежду на то, что президент Украины выполнит взятые на себя обязательства по невмешательству в дела Церкви, и призвал оказывать поддержку канонической Украинской Православной Церкви-исповеднице:
«Конец 2018 и 2019 год оказался достаточно трудным для всей нашей Церкви. Действовавшая тогда украинская власть попыталась ради достижения своих политических целей принудить Украинскую Православную Церковь к объединению с раскольниками. Политика господина Порошенко преследовала несколько целей, но главной из них было оторвать Украинскую Православную Церковь от Московского Патриархата, переподчинить ее Константинополю. Экс-президент Украины оказывал беспрецедентное давление на наш епископат, всячески поддерживая стремление Константинополя неканонически вмешаться в украинскую ситуацию.
При поддержке властей и радикальных политических организаций начались открытые гонения на Церковь. За короткий период было захвачено более ста храмов, документы местных общин беззаконным образом переоформлялись и подделывались, верующих и священнослужителей избивали, были приняты дискриминационные нормы религиозного законодательства, в СМИ развернулась клеветническая информационная кампания. Канонической Украинской Православной Церкви, крупнейшей религиозной организации страны, было отказано в праве именоваться Украинской, невзирая на то, что она объединяет более 12 тысяч приходов и миллионы православных украинцев.
Как мы знаем, украинские избиратели негативно оценили попытки бывших властей использовать религиозный фактор в политических целях. Господин Порошенко рассчитывал, что борьба за "незалежную церкву", за отделение от Московского Патриархата принесет ему политические дивиденды и поможет избраться на следующий срок, но эти планы рухнули. Борьба за отделение Украинской Церкви от Московского Патриархата обернулась для Порошенко провальными 24 % голосов на выборах, — при том, что господин Зеленский, который обещал не вмешиваться в церковные дела, получил 72 %. Невозможно объяснить такой провал Порошенко, кроме как его неуклюжей, абсолютно волюнтаристской политикой в отношении канонической Церкви.
Но я бы хотел особенно сказать о мужественном стоянии нашего верующего народа, о том, как люди организовывались, чтобы поставить заслон агрессии властей, направленной на разрушение нашей Церкви. Наверное, наиболее яркое впечатление на всех произвели замечательные крестные ходы. В одном из них, организованном в связи с Днем Крещения Руси, приняло участие около 300 тысяч человек! Когда крестный ход уже вступал в Киево-Печерскую лавру, замыкавшие колонну крестоходцы еще были на Владимирской горке — все эти 300 тысяч не могли уместиться на столь большом расстоянии от Владимирской горки до Киево-Печерской лавры. Конечно, это был мощный сигнал со стороны украинских христиан.
Нынешние власти Украины декларируют невмешательство в религиозную жизнь страны, и мы оцениваем эти намерения очень положительно. Надеемся, что обязательства, взятые на себя господином Зеленским, которые, несомненно, помогли ему победить с огромным преимуществом на президентских выборах, будут выполнены.
А всех вас, мои дорогие отцы, братья, сестры, я бы просил поминать в своих молитвах нашу Церковь на Украине. Церковь-исповедницу, хранящую верность единству Московского Патриархата. Конечно, ей требуется духовная поддержка, а если у кого есть возможность посетить Украину, пообщаться с духовенством, то, думаю, это стало бы важным свидетельством того, что для единой Русской Церкви нет никаких разделений на Церковь Российской Федерации, Церковь Украины, Церкви других стран. Мы все — единая Русская Православная Церковь, которая продолжает испытывать давление со стороны определенных сил на Украине, но надеемся, что самая тяжелая часть этой истории пройдена. Дай Бог, чтобы Украинская Православная Церковь могла и далее трудиться в полной мере, ведя свой народ ко спасению».
Предстоятель Русской Православной Церкви рассказал о восстановлении единства Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции с Русской Православной Церковью:
«После революции наша Русская Православная Церковь разделилась в Зарубежье на две части. В 1931 году образовался независимый в том числе от нас церковный удел в Западной Европе. Митрополит Евлогий еще дореволюционным Синодом был назначен в Париж. Он был митрополитом для всех западноевропейских приходов Русской Православной Церкви. В 1931 году, опасаясь определенного давления со стороны Советского Союза и, в частности, отказываясь приехать в Москву для беседы с митрополитом Сергием , митрополит Евлогий перешел — незаконно, конечно, — в юрисдикцию Константинопольского Патриарха. Причем Константинопольский Патриарх выдал ему грамоту, в которой говорил о том, что временно принимает в свою юрисдикцию приходы Русской Православной Церкви в Западной Европе, до того времени, когда нормализуется церковное положение в России. Положение в России нормализовалось, а приходы Константинополь не отдавал.
И вот удивительно: как раз в тот момент, когда Константинопольский Патриарх предпринимает такие небратские шаги в отношении нашей Церкви по украинскому направлению, ко мне обратился с просьбой о принятии в юрисдикцию Московского Патриархата владыка архиепископ Иоанн (Реннето). Сам он француз по национальности, который возглавлял наш церковный удел, будучи преемником митрополита Евлогия. Это приходы русской православной традиции в Западной Европе. То есть одна из частей расколотого русского Православия в Зарубежье приняла решение воссоединиться с Русской Православной Церковью как раз в тот момент, когда произошли эти печальные события, связанные с Украиной и связанные с неканоническим вмешательством в украинские дела Константинополя.
Конечно, сама информация о том, что архиепископ Иоанн, духовенство и верующие готовы вернуться в Русскую Церковь, была для всех нас утешением. Я пригласил владыку Иоанна, он прибыл в Москву, у нас состоялся обстоятельный очень разговор. За эти годы пребывания в самостоятельном, так сказать, бытии у них сложились определенные особенности церковного управления. И они уже привыкли к этим особенностям. Они не входят в какое-то противоречие с канонической традицией. И владыка Иоанн просил меня сохранить эти традиции. И я дал ему согласие, потому что часть этих традиций связана с решениями Поместного Собора 1917-1918 годов. И поскольку у них эти решения Собора практиковались на протяжении всей послесоборной истории, я принял решение никоим образом не менять ситуацию и дать им возможность сохранять эту специфику их управления, которая никак не нарушает и не может нарушить нашего единства и не несет никаких канонических искажений.
В результате нашим Синодом было принято решение о том, что в ответ на просьбу Иоанна мы принимаем его в свою юрисдикцию вместе с духовенством и верующим народом. Ему усвоен титул архиепископа Дубнинского, митрополита приходов русской традиции в Западной Европе. Поэтому можно сказать, что в этом году, с одной стороны, мы имели скорби по поводу разделений на Украине, но, с другой стороны, радость исцеления одного из расколов, порожденных революцией и гражданской войной».
Святейший Патриарх Кирилл в своем выступлении затронул ряд других тем, связанных с развитием церковно-общественных отношений в Калининградской митрополии и в целом в Русской Православной Церкви.
После выступления Святейшего Владыки архиепископ Серафим привел статистические данные по Калининградской митрополии.
С отчетами об исполнении поручений Его Святейшества и работе в 2018 году выступили руководители отделов Калининградской митрополии: руководитель Духовно-просветительского центра Калининградской епархии протоиерей Георгий Урбанович; руководитель отдела религиозного образования Черняховской епархии Д.В. Карамаликов; руководитель отдела по делам молодежи Калининградской епархии иерей Игорь Ильницкий; руководитель отдела по социальному служению и благотворительности М.Б. Филькова. В завершение Святейший Патриарх Кирилл ответил на вопросы участников собрания.