Пасха – это праздник радости
Подходит к концу время Великого Поста. Время воздержания, усиленной концентрации своих духовных сил на очищении души и время ожидания самого главного и судьбоносного для каждого человека – Пасхи Христовой.
Подходит к концу время Великого Поста. Время воздержания, усиленной концентрации своих духовных сил на очищении души и время ожидания самого главного и судьбоносного для каждого человека – Пасхи Христовой.
Пасха. Что означает это слово? И почему в жизни всего христианского мира этот праздник имеет исключительное значение?
Ответ на первый вопрос лаконично выразил священник Фома Хопко: «Само слово Пасха означает – «исход», «переход». И если первый исход положил начало Ветхому Завету, то теперешняя Пасха – это Исход Нового и Вечного Завета, предсказанный древними пророками. Это вечный Исход, переход от смерти к жизни, от земли к небу».
Новый, Вечный Исход, связан с воплотившимся Сыном Божиим, Господом Иисусом Христом. Мы знаем, что Он родился от Девы таинственным образом, в своей земной жизни призывал людей покаяться, потому что приблизилось Царство Божие, призывал возлюбить Бога всем сердцем и всей душой и ближнего как самого себя, исцелял, воскрешал всех, кто имел веру в Него, насыщал алчущих и жаждущих не только глаголами о вечной жизни, но и обычным хлебом. И вот за всю благость Богочеловека Христа в конечном итоге подвергли самой страшной и мучительной казни, которая существовала в Римской империи – распятии на Кресте. Ближайшие ученики отреклись, а те, кто несколько дней назад радостно встречали Его в Иерусалиме, уже кричали: «Распни, распни Его». Все эти обстоятельства не смутили и не остановили Христа. Он сделал то, что должен был сделать. Пророк Исаия так предсказывал суть крестной смерти Господа Иисуса: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились». И вот на Кресте произошла смерть Того, кого так давно ожидало человечество, того, кто обещал Царство и, казалось бы, всё кончено. Но нет.
Давайте попробуем по тексту Святого Евангелия эпизодично взглянуть на вышеописанные события глазами учеников Христа. Когда Иисус избрал 12 апостолов, они почти всегда были рядом с ним, видели все чудеса, совершенные Христом, Его Божественное Преображение, они слышали Его слова о том, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его и в третий день воскреснет. Апостол Пётр, в отличие от других, исповедует, что Христос — истинно Сын Божий, спустя немного времени он же клянётся никогда не отрекаться от Господа Иисуса, даже если придется умереть. Но вот Христа схватили во время молитвы в Гефсиманском саду, где он был с учениками. Он остался один. Ученики бежали. Его ведут на суд к первосвященнику, по дороге избивая и унижая Его, оклеветав, выносят приговор – повинен смерти! А где ученики? Все испугались, даже Пётр, который не так давно клялся в верности, трижды отрекся от Христа, заявив, что не знает Его. Кульминация. Крест, на котором висит Богочеловек Иисус, принявший на себя всю злобу и грехи человечества. Мать, следовавшая до конца за Сыном, мать, чьё сердце разрывалось от вида насилия, несправедливости и жестокости людей, не увидевших во Иисусе Господа Бога. Последняя молитва со Креста: «Отче, прости их, ибо не ведают, что творят». Смерть. Погребение. Ожидание.
Где в это время находились ближайшие ученики Иисуса Христа? Они в страхе прятались в доме. Именно здесь хочется задать вопрос читателю, что должно было произойти такого, что эти самые ученики, которые совсем недавно тряслись от страха пострадать за приверженность Христу, уже через некоторое время отдают свои жизни, проповедуя веру в Господа Иисуса Христа?
Воскресение! Именно воскресшего Христа увидели ученики и окончательно уверовали, что Он — истинный Бог. Об этом замечательно пишет апостол Павел: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша». И действительно если Иисус Христос не воскрес, то в кого могли уверовать бросившие и отрекшиеся ученики и последующие поколения христиан, которые отдавали свою жизнь за веру в воскресшего Господа Иисуса.
Эта историческая канва Новозаветной Пасхи. Но что для нас особенного в этом событии? Взглянем на икону Воскресения Христова. Первое, что бросается в глаза — это Спаситель Иисус, который в одной руке держит Крест, а другой поднимает седовласого старца. Этот старец — Адам, напротив него Ева – наши прародители, из-за греха которых человеческие души не могли больше наследовать Царствия Божиего, не могли вернуться в Дом, где были сотворены, а были обречены пребывать в аду. Но Иисус после смерти на Кресте вошёл в пучину ада и вывел их из ада преисподнейшаго, даровав спасение, вернув Домой.
И с момента воскресения Христа душа каждого, веровавшего в Него, может после смерти вернуться в Отчий Дом, в Царство Небесное, которое мы и желаем нашим родным и близким, ушедшим из этого мира. Пасха – это праздник радости, в котором нет места печали и скорби. В светлые дни праздника Церковь будет возглашать главный гимн Пасхи: «Христос Воскресе их мертвых, смертью смерть поправ, и находящимся во гробах жизнь даровав». Мы радуемся и ликуем, благодарим и восхваляем Бога, искупившего нас от вечных мучений и даровавшего великую милость – Воскресение из мертвых.
Диакон Никита Фадеев
«НВ»