Паломничество на восток земли Калининградской
«Ora et labora», молись и трудись, — завещал св. преподобный Венедикт Нурсийский.
«Ora et labora», молись и трудись, — завещал св. преподобный Венедикт Нурсийский. По иронии судьбы праздник труда в нашей стране — выходной. Поэтому прихожане храма Георгия Победоносца во главе с настоятелем протоиереем Сергием Довгалем 1 мая вместо повседневного «labora» совершили молитвенный труд, отправившись в паломничество по святыням Калининградской земли.
Наш день начался с молебна в родном Георгиевском храме, ведь каждое, даже благое дело, нуждается в Божьем благословении. А первым пунктом странствия стал чудесный храм во имя Новомучников и Исповедников Церкви Русской. Стоя на полянке перед зданием, мы вспоминали слова акафиста «Слава Богу за всё»: «Господи, как хорошо гостить у тебя: благоухающий ветер, воды, как беспредельные зеркала, отражающие золото лучей, — храм расположился на берегу городского озера, — мы увидели небо, как глубокую синюю чашу, — в этот день небо было так чисто! — Силою Духа Святого обоняет каждый цветок, — прихожане высадили вокруг своей церкви дивные цветы! — Как ты прекрасен в торжестве весны! Ты победитель смерти»... Внутри церквушки нас встретили распахнутые царские врата, с поставленным перед ними артосом, старинные лики — среди них было очень много икон в красных тонах: красный — цвет крови новомучеников, красный — цвет Воскресения! И мы всем приходом грянули: «Христос воскресе из мертвых...». Нам провели экскурсию, рассказав об истории Православия в Немане, о батюшках, и верующих, которые приезжают со всей области, о том, как им приходится тесниться по большим праздникам и как они строят еще один, большой, храм, во имя святой Ирины, в который мы и отправились. «Через три года поспеем», — говорил, улыбаясь, дедушка-охранник, показывая готовое, но еще пустое белое здание с куполами. «Будем молиться, чтоб поскорее!», — твердо, с военной выправкой отвечал отец Сергий.
Следующей точкой нашего путешествия стал Советск, где мы побывали сразу в трех церквах. Первая — древнерусский резной «терем» из потемневшего дерева — сперва была построена как пристанище на время воздвижения рядом собора Трех Святителей. Однако в ней до сих пор служат ранние литургии. О святынях собора рассказал радушно встретивший нас отец Михаил: множество мощевиков, чудотворных икон. Сквозь купольное окошко шел свет, и паломники восторженно закидывали головы, глядя на золоченый иконостас...
Третья церковь города, кладбищенская, сто с лишним лет назад была... Нет, не лютеранской кирхой. Синагогой! Как рассказала служащая храма, им пришлось пристроить алтарь, ведь евреи молятся обратившись к западу, а мы — к востоку. И на том месте, где прежде читали Талмуд и Тору, теперь продается Евангелие и восковые свечи.
Однажды рядом с храмом решили вскопать землю для засева. Работа шла своим чередом, но вдруг, запустив очередной раз лопату в землю, настоятель услышал скрежет. «Не иначе как клад!», — воскликнула помогавшая ему женщина... Они вытащили огромную железную звезду Давида, — религиозный символ иудеев. Повесили ее во дворе на заборе. С каждым годом, звезда все ржавела, но ничего у Господа не пропадает даром! Через 8 лет приехал один человек и как-то случайно обмолвился о своем друге-еврее, который скоро собирался отмечать День Рождения. Какова же была его радость, когда ему подарили эту старинную звезду!..
А мы тем временем отправились в Славск, где начинал свое служение отец Сергий. Нелегкое это было дело, ведь он был первым православным священником в городе, служить приходилось в немецкой кирхе по очереди с протестантами и католиками, «как на Гробе Господнем», — шутит батюшка. Но милостью Божьей вскоре заложили фундамент нового храма, а служили во временном — отреставрированном аварийном доме, где также расположилась воскресная школа, приют временного пребывания для нуждающихся, пункт приема и распределения гуманитарной помощи. И хотя отца Сергия потом перевели в Смоленскую епархию, новый храм был выстроен — попечением игумении Елисаветы (Кольцовой), — загляденье: деревянный, уютный, светлый!
Помолившись и приложившись к иконам, вышли, а между тем дети обнаружили рядом с храмом звонницу. И с разрешения, давай испытывать каждый колокол! Неописуемые эмоции отразились на их лицах... А потом за дело принялись мастера: батюшка и новоиспеченный (ведь в нашем храме к Пасхе появились колокола) звонарь Иван. Праздничный звон полился по округе...
Едва нагулявшие аппетит паломники успели потрапезничать — о чем свидетельствовали невыносимые запахи скоромной пищи в автобусе — как прибыли в Свято-Елизаветинский монастырь. Экскурсию провела матушка Лаврентия. Мы побывали почти во всех храмах этого райского уголка, приложились к чудотворным иконам. Интересен был рассказ об уникальном иконостасе на янтарных пластинах и 25-метровом кресте, вошедшем в Книгу рекордов Гиннеса. Мы познакомились также с творчеством игумении Елисаветы и побывали в музее, посвященном памяти преподобномученицы великой княгини Елисаветы и Царственных Страстотерпцев. Там было представлено множество документов и фотографий этой удивительной святой, чье духовное завещание и выполняют монахини сей обители, строя рядом со стенами монастыря дом милосердия и дом престарелых. Два экспоната музея особенно поражают: два платья — блестящее придворное и немного поодаль тихое, монашеское, — первое святая княгиня сменила на второе... Также мы зашли в комнату посвящённую воину, отдавшему жизнь за Христа, — Евгению Родионову.
В оставшееся время одни паломники пошли окунаться в источниках, другие — на страусиную ферму, третьи — на птичий двор, где распушили свои хвосты крикливые павлины, а четвертые сидели в монастырском дворе, наслаждаясь Пасхальной тишиной...
Клепцова В.С.