Невесты Христовы: как живут монахини в Свято-Елисаветинском женском монастыре
Фото: Александр Подгорчук / "Клопс" "Клопс" присоединился к проекту "Страна других.
"Клопс" присоединился к проекту "Страна других. Монашество", объявленному медиагруппой "Западная пресса". Чтобы понять, из чего состоит ежедневная иноческая жизнь, корреспондент и фотограф сутки прожили в Свято-Елисаветинском монастыре. Побывали на службе, узнали секреты травяного чая и на себе ощутили прелести подъёма в четыре утра на дойку.
Монастырь находится в Славском районе вблизи посёлка Приозёрье. Комплекс обширный: три храма, восемь домовых церквей, трапезная, библиотека, монастырская лавка, архиерейский корпус с большой праздничной трапезной, галерея-музей, "Парк птиц", где крылатое население мирно соседствует с оленем, енотом, кроликами, черепашками, рыбками и прочими Божьими тварями по паре. В монастыре три скита — уединённые поселения, куда пускают мирян только по особому благословению-приглашению.
1/ Свято-Елисаветинский женский монастырь Фото: Александр Подгорчук / "Клопс"Утро, молитва, завтрак ближе к обеду
В девять утра в храме нас встречает матушка, игумения Елисавета, настоятельница монастыря. Благословляет делать "всё, что нужно для репортажа" . Тут же определяет монахиню, чтобы та накормила нас завтраком.
"И не вздумайте мне отказываться от еды", — шутливо грозит пальцем настоятельница.
Служба в большом соборе в полном разгаре, здесь, кажется, всё население обители.
Мать Тарасия отводит в трапезную, сажает за длинный стол и убегает хлопотать на кухню. Минут через десять перед нами появляются огромная сковородка со скворчащей яичницей, две глубокие тарелки с макаронами и тушёными овощами, блюдо с черносмородиновым вареньем, хлеб и особый монастырский чай.
Мать Тарасия немолода, но по-девичьи расторопна, хотя и немного бледна: румянец и пост несовместимы. Мы приехали на Страстной седмице — это время самых строгих ограничений в пище. При этом видно, что готовить для нас непостный стол — настоящее пиршество по монастырским меркам — Тарасии вроде как и несложно, легко и радостно. И это учитывая то, что сами сёстры поедят только ближе к полудню — в монастыре богослужения каждое утро с 6:30 до 11:30 а перед таинством Причастия есть нельзя.
Как поживает енот и куда делась страусиная ферма
После завтрака отправляемся на экскурсию в "Парк птиц". По пути встречаем куда-то деловито спешащую мать-настоятельницу.
— Матушка, а с вами можно поговорить?
— Конечно, можно, всё можно, только поймайте, — бросает она на ходу.
Вот это действительно непросто. Монастырь по своим масштабам как город, и матушка одновременно умудряется быть в нескольких местах. Вот сейчас летит решать вопросы с обустройством лебединого озера в парке. Долго беседует с подсобным рабочим, наставляет послушницу и, кажется, трансгрессирует — исчезает на глазах в неизвестном направлении.
"Прохлопав" игуменью, общаемся с семьёй рабочих из Славска. Две сестры, Юрате и Лайма, и их брат Геннадий трудятся здесь почти пять лет. Работа нравится, да и платят неплохо.
"Мы пришли сюда, когда строился парк. Всё делали: дорожки выкладывали, загоны и беседки строили, сейчас ухаживаем за животными и птицей", — рассказывает Лайма, характерно, по-прибалтийски, растягивая слова.
Мы стоим с ней перед клеткой с енотом Рыкой, которого выходили сёстры.
Вид у зверя, мягко говоря, экстравагантный — ирокез шерсти вдоль спины и голые, хоть и упитанные бока. Лайма чистит домик и задаёт ему корм.
"Он уже идёт на поправку. Мех отращивает, вес набирает", — говорит Юрате.
Чтобы выходить бедолагу, Лайма даже брала его домой, делала уколы, кормила по часам и обогревала бутылками с тёплой водой.
Ещё на подворье есть индюки, голуби, несколько видов кур, павлины и озорная галка, звонко выкрикивающая "папа". В монастырь постоянно подкидывают кошек и собак, пристраивать четвероногих — отдельная морока.
Лет пять назад Свято-Елисаветинский монастырь прославился страусиной фермой.
В кафе для туристов готовили особую "африканскую" яичницу — одним яйцом можно было накормить восемь человек. Затем численность птиц пошла на убыль. Как пояснили подсобные рабочие, у страусов тяжёлый и непредсказуемый характер. Они плохо уживаются друг с другом, поодиночке чахнут и явно не вполне приспособлены к прибалтийскому климату. Поэтому от массового разведения пришлось отказаться, зато количество перешло в качество: здесь можно увидеть не только африканских страусов, но и эму. Парочка родилась в Калининградском зоопарке и там же получила клички Параграф и Третьяков. Причём Третьяков — девочка.
…Пока мы беседуем, звуки неспешных и плавных молитвенных песнопений разносятся на всю округу. Кажется, что они замедляют время.
1/ Фото: Александр Подгорчук / "Клопс"День. Постный обед и знакомство со скитом
Нас зовут на обед в монашескую трапезную. На столе отварной рис, грибная подлива, чечевичная похлёбка и компот из сухофруктов. А ещё нарезанные мелкими кубиками пшеничные и ржаные сухарики. На таком "топливе" насельницы много и тяжело трудятся, усердно молятся и спят от силы часов по пять. При этом бодры, веселы, приветливы и не лишены чувства юмора — заметили, что в монастыре начисто отсутствует мирская "модная" депрессия на лицах.
После утренней службы и обеда все сёстры несут послушание, на которое благословляет матушка-настоятельница. Есть в монастыре огородница, повар, просфорница, швея, янтарщица, свечница, алтарница и ещё много новых слов и профессий.... Имеются свои иконописная и творческая мастерские, травная, швейный цех, янтарная, плотницкая и типография.
Перекусив, отправляемся в скит Марии Египетской вместе с матерью Мстиславой, которую игуменья благословила дать нам интервью. Здесь в ведении четырёх монахинь животноводческое хозяйство, которое обеспечивает сестринскую общину молочными продуктами, яйцами, мясом. Есть огороды, теплицы и ягодники.
"Мы кормим себя сами, заготавливаем запасы на зиму, делимся с другими монастырями и угощаем туристов и паломников", — рассказывает Мстислава.
Всего в монастыре более 50 человек, но идти в фермерский скит желающих мало. Да и животина не каждого примет, и не у каждой с растениями получается договориться. Работы здесь начинаются в четыре утра в любую погоду, нездоровится ли тебе — всё равно спеши на скотный двор мыть животных, задавать корм, доить коров и коз, ухаживать за молодняком. Затем нужно почистить курятник и накормить птицу. Сторожат скит две собаки, которых ночью спускают с цепи. Чуткие, верные псы не любят чужаков. Их задача — охранять от лис и случайных гостей. Справа и слева от подворья кивает высокими ёлками лес.
Какие они, Божьи невесты?
Монахине Мстиславе 51 год, в монастыре она уже больше десяти лет. Высокая, седовласая, с огромными серыми глазами, в которых часто стоят слёзы то от горечи, то от умиления. В прошлой жизни — дочь военного и жена военного, по образованию медик и педагог. В миру у неё остались сын-программист, мать и сестра. Про себя говорит, что она одна из немногих, кто пришёл в монастырь "не по беде".
"У меня всё было. Квартира и дача в Подмосковье, машина. Хорошая работа, но чего-то не хватало, я как живой труп ходила", — рассказывает монахиня.
Однажды на православной выставке женщина встретила игуменью Елисавету, которая представляла монастырь.
"Я попросила у неё телефон и начала советоваться по ключевым жизненным вопросам. Как-то раз попросилась приехать в монастырь. И матушка сказала, что я ей нужна. К тому времени я была разведена и готовилась вступить во второй брак, но всё тянула, ждала какого-то знака свыше. И вот когда игуменья сказала: "Ты наша", для меня с тех пор всё обрело смысл. Сколько можно менять мебель в доме, покупать одежду? Голым ты приходишь в мир, нагим и уйдёшь. Надо держаться основ, коренных ценностей — а остальное шелуха. Вот это я как-то очень ясно поняла, прочувствовала — и больше из монастыря никуда", — вспоминает женщина.
Стать монахиней — дело небыстрое. Решившиеся встать на этот путь, проходят несколько этапов. Сперва паломницами приезжают потрудиться "во славу Божию". Те, кто начинает работать в монастыре более регулярно и готовит себя к монашеству, становятся трудницами, а затем послушницами. После этого совершается первый иноческий постриг, а затем и второй — монашеский. Путь затягивается на годы. Уживчивый характер, трудолюбие и смиренность зачастую приходят со временем.
1/ Монахиня Мстислава Фото: Александр Подгорчук / "Клопс"Интернет — для знаний, книги — для души
Общаясь с нами, монахиня перебирает травы. Одно из её послушаний — составление особых монастырских чаёв.
"Я знаю все полянки и опушки в окрестностях. Изучила и свойства целебных растений. Освоила несколько сборов, очень простых и вкусных. На каждой упаковке обязательно пишем состав, красиво оформляем, потом над коробкой сама матушка читает много молитв, и только потом предлагаем чаи паломникам", — рассказывает Мстислава.
В сборе трав помогают детвора, паломники и селяне из Приозёрья, которых монахиня давно научила, как и где искать растения. До прихода в обитель травничеством не занималась никогда, а тут вот довелось — помогли медицинское образование и знания, почёрпнутые из интернета.
"Сёстры часто ищут информацию в Сети: работа в монастыре разнообразная, и знаний не хватает", — говорит монахиня.
Телевизора и радио в обители нет, книги в монастырской библиотеке "душеполезные" — жития святых, псалмы, монашеские и священнические труды. Беллетристика не благословляется. Зато об истории государства Российского, культурологии, даже ветеринарии — на выбор. При желании на таких книгах можно и второе образование получить…
Кто уходит в монастырь
По словам монахини, иноческий путь предопределён заранее, ещё до рождения, и судьба ведёт по нему неуклонно.
"Матушка Елисавета пояснила, что все сёстры — это особое воинство Бога. Мы должны отмолить грехи, отвоевать у тьмы несколько поколений. Я очень обрадовалась, узнав об этом. Несправедливо вешать всё на сына как на продолжателя рода, понимаете? Сколько раз замечала: попадает в монастырь женщина, начинает молиться, и всё в жизни её родных устраивается чудесным образом, потому что от грехов очищены", — поясняет монахиня.
Зачастую путь монашества выбирают не от хорошей жизни. Приходят страдавшие от побоев мужей, похоронившие всех близких и просто глубоко одинокие. Средний возраст послушниц — 60 лет.
"У нас есть и по 80, и по 70 лет сёстры. Но вы за ними не угонитесь, не зря же есть мнение, что любой душе всегда 33 года. Отличительная особенность нашего монастыря — то, что у нас очень много молодёжи. Сейчас в монастырях это редкость", — добавляет Мстислава.
1/ Фото: Александр Подгорчук / "Клопс"Вечер в "Илиотропионе"
После интервью с сестрой Мстиславой мы отправляемся общаться с другими обитательницами монастыря. Похоже, весть о нас облетела всю обитель и представляться нам особо не надо. Двери открыты даже в просфорную, где монахиня Ангелина раскатывает тесто и очень переживает: хлеб на бездрожжевой закваске — дело тонкое. Рассказывать о прошлой жизни матушка её не благословила.
"Нечего былое ворошить", — ставит точку в разговоре Ангелина.
День в обители потихоньку подходит к концу. Вот на колокольню устремилась Феодосия — созывать на вечернюю молитву. Молодая женщина весела и словоохотлива, сама зовёт нас на звонницу.
"Пойдёте, да? Только предупреждаю сразу: звук там такой — ядрёный", — предупреждает она.
В обители Феодосия уже 17 лет.
"В 18 я сюда и пришла. Теперь уже монахиня — дело серьёзное, да. Звонить меня учила наша регент, у неё музыкальное образование, и вот она мне всё и рассказала, да", — кивает Феодосия.
Общаемся со многими. Несмотря на одинаковое одеяние и суровую дисциплину, каждая послушница сохранила свой характер и индивидуальность. Спутать их невозможно. Каждая по-своему молится, по-своему служит Богу.
Все разные, а семья одна, иногда и поспорить приходится — ведь только на небе святые, здесь без человеческих страстей и эмоций не обойтись. "Тут важно не искать виноватых, а задуматься, чему учит тебя человек. Скорее всего, он вытягивает из тебя те слабости и пороки, которые ты ещё не изжил. Поэтому тот, кто, казалось бы, обидел — на самом деле сделал благое дело", — поясняет одна из монахинь.
…Ужинаем в духовно-просветительском центре "Илиотропион", в переводе — "Подсолнечник". Круглая дворцовая зала находится в "Парке птиц", который так полюбился туристам и паломникам. Здесь кормят гостей и проводят музыкальные вечера и лекции. В зале стоят белый рояль, электроорган, есть проектор, звуковая система, микрофоны, на стенах — картины авторства матушки Елисаветы. Зал арендуют на конференции, юбилеи, вот скоро выпускники нагрянут.
Утро в коровнике
В полпятого мы уже на улице. Звоню Мстиславе, чтобы привязали собак. Мы отправляемся в скит, где уже кипит работа. Феодора и Евстафия до блеска моют коров, задают корм и доят. Всеобщие любимцы — козлята Василёк и Ромашка — с утра полны бодрости и озорства, весельем заряжают сестёр.
В это время в молочном цеху монахиня Иоанна уже готовит творог и сметану — по-деревенски жирные.
1/ Утро в ските Марии Египетской Фото: Александр Подгорчук / "Клопс""Этот час у нас очень насыщенный. Надо всё успеть, чтобы прийти на заутреню к 6:30", — поясняет Мстислава.
После утренней службы мы прощаемся с сёстрами и матушкой Елисаветой, которая с интересом спрашивает, о чём мы будем писать и почему это так рано встали. Пока ждём такси, провожать нас выходит монахиня Тарасия.
"Вы посмотрели на нас, узнали, как мы живём, прикоснулись к миру духовному, и это не пройдёт бесследно. Вы вернётесь в свою обычную жизнь, но что-то внутри вас изменится, появится другой взгляд. Желаю счастливой дороги и удачи в работе и личной жизни", — напутствует нас сестра.
Обернувшись на прощание, замечаем, как она перекрещивает нас и шёпотом добавляет: "Ангела в дорогу!" .