«Пустое сердце города»: архитектор Антон Глушков о застройке центра, изгнании машин и будущем Калининграда

Антон Глушков из Калининграда возглавил департамент архитектуры и развития территорий Приморского края.

Фото из архива Калининград.Ru

Антон Глушков из Калининграда возглавил департамент архитектуры и развития территорий Приморского края. До этого он в течение двух лет был главным архитектором Сочи. В Калининградской области Глушков в основном занимался проектами благоустройства и создания инфраструктурных объектов. В 2023 году вместе с коллегами он участвовал в конкурсе концепций по развитию территории вокруг Дома Советов. Что влияет на создание комфортной среды в городе, как безболезненно избавить центр от машин и чем заполнить пустоту в сердце Калининграда — читайте в интервью с Антоном Глушковым.

— Чем вас привлекла работа во Владивостоке?

— Приморскому краю выпало на сегодня стать центром международного сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Летом этого года были утверждены мастер-планы крупных городов Приморского края, особое внимание уделяется Владивостоку. Соответственно, наша главная задача на сегодня — воплотить принятые решения в жизнь. Главная цель — создать восточный федеральный центр, глобальный город, конкурирующий с другими городами Азиатско-Тихоокеанского региона.

— В одном из выступлений вы сказали, что город — это результат совместной деятельности жителей, бизнеса, различных органов власти. За последние несколько лет вы работали в Калининграде, в Сочи, теперь во Владивостоке. Насколько сильно различаются люди в этих городах? Как вы оцениваете влияние горожан на формирование комфортной среды в Калининграде?

— Конечно, люди в разных регионах отличаются достаточно сильно. В российских людях удивительно сочетаются индивидуализм и коллективизм. И в разных регионах пропорции этих сочетаний разные. В Калининграде и на Дальнем Востоке чувствуется стремление к большей индивидуальности, к конкуренции, модернизации, взятию на себя ответственности, решительности. На юге России, в Поволжье можно отметить взаимопомощь, стремление к стабильности, социальной защищённости. Я рекомендую об этом очень хорошие лекции доктора экономических наук Александра Аузана про культурные коды экономики.

Все эти различия очень сказываются на то, как формируется комфортная среда, как проводятся партисипаторное проектирование и вовлечение граждан. Могу отметить, что горожане Калининграда занимают весьма активную гражданскую позицию в этом вопросе.

— Чего, на ваш взгляд, не хватило для создания этой самой комфортной среды на улице Баранова? Согласно концепции здесь должна была появиться полноценная пешеходная зона и общественное пространство. Но на практике — повсеместная незаконная торговля, а по вечерам собираются асоциальные личности.

— На мой взгляд, сам проект благоустройства был подготовлен очень качественно и профессионально. С учётом того, в какие сжатые сроки это всё было реализовано, можно только аплодировать исполнителям. Но кроме архитектурного проектирования при градостроительстве необходимо рассматривать и вопросы социального проектирования. Вот в этом проекте, видимо из-за сжатых сроков, эти вопросы были отложены на потом.

В целом сейчас мы видим, что пешеходная зона не работает в том режиме, как хотелось бы горожанам. Одна из ключевых причин — отсутствие социального контроля. На улице присутствуют только магазины, которые закрываются достаточно рано. Рестораны и кафе не выходят своими стеклянными фасадами на саму улицу. В итоге вечером по ней нет желания прогуливаться. Закрытые ставни не создают среду для фланирования и прогулок. Набережные Рыбной деревни в этом плане гораздо привлекательней.

При проектировании необходимо учитывать ту систему процессов и механизмов, которая обеспечивает поддержание социально-приемлемых образцов поведения и комфортной социальной среды в целом.

— Один из урбанистических трендов последних десятилетий — сокращение автомобильного движения в городах. Как вы считаете, можно ли безболезненно ограничить количество машин в центре Калининграда с учётом исторической (радиальной) планировки? 

— Можно. И при желании создавать современный комфортный город нужно! Это эволюционный процесс. Конечно, ограничивать необходимо не просто директивно-ультимативно, а подготовив сначала транспортную систему города. Посмотрите, к примеру, на столицу: легендарные московские пробки постепенно уходят в прошлое. В городе используется система ограничительных (уменьшение парковок, дорогая платная парковка в центре) и поощрительных мер (создание новых транспортных диаметров, развитие лёгкого метро, новых станций). На градостроительном уровне важна фокусировка внимания на создание полицентричного 15-минутного города. 

Нельзя просто ограничить — нужно подходить комплексно, развивая общественный транспорт. Но ограничивать надо. Просто строя новые дороги, развязки, добавляя новые полосы, мы придём в тупик. Транспортный тупик. Когда Ян Гейл приезжал в Калининград, он рассказывал, как они в Копенгагене каждый год убирали по 5–10 % парковок в центре города. Это был планомерный путь к созданию велосипедного, здорового города.

— В Калининграде приступили к активному сносу Дома Советов. Многочисленные конкурсы, воркшопы и прочие обсуждения на всех уровнях так и не дали ответ на вопрос — чем занять пустоту в центре города. Почему так происходит? 

— На мой взгляд, как раз дали. Это место — сердце города. А сердце не может быть пустым. Когда мы проводили исследования и общались с горожанами, многие говорили о необходимости «смысла» на месте этого пустыря. Горожане хотят иметь настоящий центр — «ратушу» и главную площадь, на которой проводят ярмарки, концерты и мероприятия. Также мы отметили, что есть запрос на «будущее» города.

Безусловно, нужно учитывать богатую историю края и города, но нельзя жить прошлым, необходимо предложить идею и ответить на вопросы: «Каким будет Калининград через 20 лет? Каким мы видим наш город в будущем? О чём он? К чему и куда он идёт?» Вот эти вопросы формируют архитектуру акцентного градообразующего здания.

В конкурсной работе, которую предложили мы на суд жюри, мы рисовали малоэтажные кирпичные здания красных оттенков (как оммаж к историческим зданиями Кенигсберга, сеть пешеходных «воздушных» пространств, соединяющие крыши этих домов (как отсылка к настоящему) и «висящие» в воздухе сложные объёмы зданий будущего.

— Как вы считаете, почему итоговое решение о новом центре города до сих не принято? 

— Думаю, что это вопрос согласованности работы местных архитекторов и администрации. Союз архитекторов год назад выступил против предложенного варианта застройки, так как не было процесса согласования технического задания активной частью городских сообществ. К сожалению, не был организован этот процесс и дальше. Вместо процедур согласования было предложено провести архитектурный конкурс — пусть архитекторы сами предложат, чему там быть. 

Читайте также В Калининграде выбрали победителей конкурса концепций для застройки центральной части

Вероятность успеха архитектурного конкурса, когда техзадание не согласовано со всеми заинтересованными сторонами, очень мала. Дополнительный момент риска — открытость конкурса. Такие конкурсы чаще всего проводят во время поиска стратегических подходов или когда цель — найти молодые таланты, развить архитектурные бюро.

Когда же требуется результат, проводят закрытый конкурс, куда приглашают 5–8 известных бюро и выбирают из этих профессионально подготовленных проектов. При закрытом конкурсе работа бюро оплачивается, поэтому туда направляют основную часть коллектива. При открытых конкурсах известные бюро участвуют, но вовлекают в эту работу интернов или самых молодых своих сотрудников. И чаще всего конкурсная работа в таких бюро рисуется дерзкая, фантастическая, оторванная от реальности. Цель команды — не победить, а заявить о себе.

— Многие жители региона критикуют активную застройку курортных городов — Светлогорска и Зеленоградска. Как вы оцениваете изменения последних лет?

Положительно. Мне нравится, что приморские города развиваются. Конечно, я вижу критику, и сам критикую многие решения. Но поверьте, Калининградская область в этом плане регулируется достаточно хорошо. Мне есть с чем сравнивать. В бытность работы главным архитектором Сочи нашей команде пришлось полностью остановить строительство многоквартирных домов, ввести мораторий на застройку. К сожалению, спасти город более мягкими методами было уже невозможно. Если вы приедете, например в Адлер или Анапу, вы сразу увидите минусы недостаточного контроля за застройщиками. Так что я очень рад, что в Калининградской области этот процесс налажен на должном уровне.

— В Калининградской области появляется всё больше ЖК с интересной архитектурой и «человеческим» окружением (дворы без машин, общественные пространства во дворах и т. д.). Как вы считаете, это просто желание застройщика продать дороже и заработать или можно говорить об изменении подходов?

— Да, конечно, это работа «невидимой руки рынка». Здесь встаёт желание застройщика создать продукт, который можно быстрее и выгодней продать. Конкурировать демпингом цены не интересно, гораздо интересней предложить рынку более качественные решения и продать их с большей рентабельностью. При том что стоимость качественного «человеческого окружения» и сделанного по остаточному принципу практически одинаковая.

Крупные федеральные застройщики применяют эти подходы по умолчанию. Мы шутили, что нужно в каждый регион приглашать «Бруснику» (девелоперская  компания из Екатеринбурга, — прим. Калининград.Ru) , чтобы местные застройщики и покупатели видели, как создаётся высококачественный продукт с адекватной себестоимостью и конкурентоспособной ценой. «Брусника» фанатично отслеживает себестоимость своей стройки, но всю дополнительную прибыль направляет не на счета бенефициара, а на развитие качества своих строек. Эта бизнес-стратегия выводит их в лидеры рынка по восточным регионам РФ.

— Города региона регулярно участвуют и побеждают в конкурсах по проекту «Формирование комфортной городской среды». Но нередко бывает так, что реализованные проекты сильно отличаются от концепций архитекторов. С чем это связано? И какие проекты по созданию комфортной среды для жизни вы можете особенно выделить в Калининградской области?

— Мне нравится, как архитекторы «Другой архитектуры» сделали проект благоустройства острова Канта. Результат не сильно отличается от задумки. Другие же проекты, к сожалению, не всегда могут порадовать результатом. Чаще всего это связано с отсутствием авторского надзора. Раньше надзорные органы не разрешали вставлять затраты на авторский надзор, что приводило либо к самоотверженной бесплатной работе архитектора, либо к частичному игнорированию идей и достаточно вольной трактовке исполнения работ подрядчиком.

Ну и конечно, чтобы запроектировать качественное благоустройство общественных пространств, нужно специализироваться именно в этой сфере, изучать специальную литературу, много путешествовать и иметь насмотренность и чувство вкуса. В России я бы сейчас назвал около 20 бюро, которые могут сделать действительно качественный проект общественных пространств.

Kaлининград.Ru

Последние новости

Антимонопольная служба Калининграда рассматривает жалобу на НТРК «Каскад»

Жалоба касается возможного нарушения антимонопольного законодательства.

Новые меры по улучшению здоровья населения

Правительство объявило о запуске новой программы здравоохранения.

Открытие второго Форума Союзного государства в Калининграде

Мероприятие посвящено сохранению исторической памяти и противостоянию фальсификациям.

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Кемерове, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *