«Самый увлекательный способ знакомства - театральная читка»
Пьеса калининградского писателя Елены Саморядовой «Напиши про Канта» (16+) в прошлом году попала в лонг-лист VI независимого международного конкурса современной драматургии.
Пьеса калининградского писателя Елены Саморядовой «Напиши про Канта» (16+) в прошлом году попала в лонг-лист VI независимого международного конкурса современной драматургии.
Корреспондент «СК» побеседовал с автором об открытиях, которые делает драматург в процессе работы, об удивительных формах современного театра и волшебной силе импровизации. История невероятных озарений - Елена, для большинства калининградцев и не только представления о Канте ограничиваются стереотипами вроде «звездное небо над головой» или «категорический императив». Удалось ли вам миновать эти капканы?
– Я руководствовалась тем соображением, что вряд ли, два часа сидя в темном зале, зрителю будет интересно выслушивать со сцены все эти штампы. Из бронзовой фигуры Канта я хотела вытащить нечто человеческое. Для меня ключевым моментом стало то, что Кант – это человек сэлфмейд. История его грандиозного успеха и невероятных озарений, без преувеличения, поражает.
- Какие открытия вы сделали, работая над пьесой?
– Одним из моих консультантов был философ и большой знаток Канта Валентин Балановский, который рассказал мне удивительную историю. Лиссабонское землетрясение конца XYIII столетия стало предвестником смены эпох. Тогда в одну ночь погибло около 80 тысяч человек. Причиной катастрофы многие считали потусторонние явления, внушающие ужас. Уровень тревожности в обществе зашкаливал. И тогда Кант опубликовал три текста о землетрясении, в которых доказывал, что эти катаклизмы происходят в результате обрушения огромных подземных пустот. Природные процессы объясняются естественными, а не сверхъестественными причинами – заключил он. Таким образом профессор сумел успокоить встревоженных и испуганных современников
– Последние два года вы успешно пишете детские книги. Как удается заинтересовать детей, взращенных на «Гарри Поттере» (12+) и «Властелине колец» (12+)?
– Чтобы убедиться, что написала что-то интересное, я для начала испытываю текст на детях друзей и собственной племяннице (смеется. – Прим. авт.). А недавно подумала, сколько невероятной фактуры у нас в Калининграде. И создала серию рассказов, которые базируются на историях от калининградских школьников. В работе мне помогли наши краеведы. Надеюсь, в этом году книга выйдет. Обмен чувствами без реквизита - Сейчас в колоссальном тренде читки, которые, в частности, проводит ваше театральное объединение «НРЗБ». Давайте расшифруем загадочную аббревиатуру.
– «НРЗБ» расшифровывается – «неразборчиво». Это некогда восклицали издатели, когда не могли разобрать почерк автора. А для нас это то, что остается тайной. Любовь зрителя, например. Без этой любви даже мастерски написанная пьеса не работает. В «НРЗБ» – пять участников, и всех нас объединяет любовь к современной российской драматургии. Мы считаем, что театральные читки – самый увлекательный способ знакомства с пьесой. И текст при этом можно представить со всеми нюансами и с участием профессиональных актеров. И не требуется дорогостоящая постановка с реквизитом и прочими атрибутами спектакля. Другой важный момент для нас – обсуждение прочитанного текста со слушателями, а точнее – зрителями, потому что актеры, читающие текст, находятся в образе. Значит, читка – своеобразный спектакль.
- Много людей на ваши читки приходит?
– Человек 30–40 всегда присутствуют. И это хорошее количество. И каждый раз случается открытый диалог. Зрители иногда высказывают неожиданные мысли о пьесе. Этот обмен чувствами, энергией прекрасен. Потрясающая терапия - Вы один из организаторов такой формы импровизационного театра, как плейбэк. В переводе это значит «проиграть заново».
– Плейбэк – один из видов импровизационного театра, который гармонично сочетает в себе психологию, жизнь и искусство и полностью построен на историях зрителей. В рамках спектакля зритель выходит на сцену, рассказывает историю из собственной жизни, которая его беспокоит. Дальше человек, рассказавший историю, выбирает из присутствующих тех, кто будет ее играть. За один спектакль мы проигрываем 5–6 историй. И это потрясающая терапия! Принципиальный момент: вход на наши спектакли бесплатный. Только добровольные пожертвования зрителей. Они идут в фонд некоммерческой организации «Биосфера Балтики», которая занимается реабилитацией диких животных, пострадавших по тем или иным причинам.
– Говорят, что ваши импровизации отчасти лечат.
– На наших спектаклях то и дело случаются замечательные истории. На одном плейбэке девушка рассказала такую историю. На улице (дело было в Москве) она помогла пожилому человеку, которому стало плохо. Этот эпизод ей, как человеку сострадательному, глубоко запал в душу. Актриса, которая потом играла этюд по этой истории, назвала первую попавшуюся улицу, которая ей пришла в голову. К общему удивлению, оказалось, что это та самая улица, на которой произошел эксцесс! Выходит, чудеса случаются. Во время таких спектаклей осознаешь, сколько в тебе творческой энергии, скрытой за стыдом, сомнениями и тревогами. То, что годами лечится у психолога, здесь можно проработать за один спектакль. В тревожное время это лечебный эликсир для души.
Справка «СК»
Елена Саморядова родилась в Калининграде в 1983 году. Окончила БФУ им. И. Канта и сценарный факультет Московской киношколы Cinemotion. В составе авторской группы писала сериалы для Первого канала и телеканала «Домашний». Член Союза писателей Москвы. Публиковалась в журналах «Дружба народов» и «ЛИТЕRRА-ТУРА». Ее пьесы отмечены на конкурсах «Ремарка», «Евразия», «Русская мечта», «Авторская сцена», «Цех драматургов» и др.
текст
Марина Обревко фото
Александр Мелехов
Корреспондент «СК» побеседовал с автором об открытиях, которые делает драматург в процессе работы, об удивительных формах современного театра и волшебной силе импровизации. История невероятных озарений - Елена, для большинства калининградцев и не только представления о Канте ограничиваются стереотипами вроде «звездное небо над головой» или «категорический императив». Удалось ли вам миновать эти капканы?
– Я руководствовалась тем соображением, что вряд ли, два часа сидя в темном зале, зрителю будет интересно выслушивать со сцены все эти штампы. Из бронзовой фигуры Канта я хотела вытащить нечто человеческое. Для меня ключевым моментом стало то, что Кант – это человек сэлфмейд. История его грандиозного успеха и невероятных озарений, без преувеличения, поражает.
- Какие открытия вы сделали, работая над пьесой?
– Одним из моих консультантов был философ и большой знаток Канта Валентин Балановский, который рассказал мне удивительную историю. Лиссабонское землетрясение конца XYIII столетия стало предвестником смены эпох. Тогда в одну ночь погибло около 80 тысяч человек. Причиной катастрофы многие считали потусторонние явления, внушающие ужас. Уровень тревожности в обществе зашкаливал. И тогда Кант опубликовал три текста о землетрясении, в которых доказывал, что эти катаклизмы происходят в результате обрушения огромных подземных пустот. Природные процессы объясняются естественными, а не сверхъестественными причинами – заключил он. Таким образом профессор сумел успокоить встревоженных и испуганных современников
– Последние два года вы успешно пишете детские книги. Как удается заинтересовать детей, взращенных на «Гарри Поттере» (12+) и «Властелине колец» (12+)?
– Чтобы убедиться, что написала что-то интересное, я для начала испытываю текст на детях друзей и собственной племяннице (смеется. – Прим. авт.). А недавно подумала, сколько невероятной фактуры у нас в Калининграде. И создала серию рассказов, которые базируются на историях от калининградских школьников. В работе мне помогли наши краеведы. Надеюсь, в этом году книга выйдет. Обмен чувствами без реквизита - Сейчас в колоссальном тренде читки, которые, в частности, проводит ваше театральное объединение «НРЗБ». Давайте расшифруем загадочную аббревиатуру.
– «НРЗБ» расшифровывается – «неразборчиво». Это некогда восклицали издатели, когда не могли разобрать почерк автора. А для нас это то, что остается тайной. Любовь зрителя, например. Без этой любви даже мастерски написанная пьеса не работает. В «НРЗБ» – пять участников, и всех нас объединяет любовь к современной российской драматургии. Мы считаем, что театральные читки – самый увлекательный способ знакомства с пьесой. И текст при этом можно представить со всеми нюансами и с участием профессиональных актеров. И не требуется дорогостоящая постановка с реквизитом и прочими атрибутами спектакля. Другой важный момент для нас – обсуждение прочитанного текста со слушателями, а точнее – зрителями, потому что актеры, читающие текст, находятся в образе. Значит, читка – своеобразный спектакль.
- Много людей на ваши читки приходит?
– Человек 30–40 всегда присутствуют. И это хорошее количество. И каждый раз случается открытый диалог. Зрители иногда высказывают неожиданные мысли о пьесе. Этот обмен чувствами, энергией прекрасен. Потрясающая терапия - Вы один из организаторов такой формы импровизационного театра, как плейбэк. В переводе это значит «проиграть заново».
– Плейбэк – один из видов импровизационного театра, который гармонично сочетает в себе психологию, жизнь и искусство и полностью построен на историях зрителей. В рамках спектакля зритель выходит на сцену, рассказывает историю из собственной жизни, которая его беспокоит. Дальше человек, рассказавший историю, выбирает из присутствующих тех, кто будет ее играть. За один спектакль мы проигрываем 5–6 историй. И это потрясающая терапия! Принципиальный момент: вход на наши спектакли бесплатный. Только добровольные пожертвования зрителей. Они идут в фонд некоммерческой организации «Биосфера Балтики», которая занимается реабилитацией диких животных, пострадавших по тем или иным причинам.
– Говорят, что ваши импровизации отчасти лечат.
– На наших спектаклях то и дело случаются замечательные истории. На одном плейбэке девушка рассказала такую историю. На улице (дело было в Москве) она помогла пожилому человеку, которому стало плохо. Этот эпизод ей, как человеку сострадательному, глубоко запал в душу. Актриса, которая потом играла этюд по этой истории, назвала первую попавшуюся улицу, которая ей пришла в голову. К общему удивлению, оказалось, что это та самая улица, на которой произошел эксцесс! Выходит, чудеса случаются. Во время таких спектаклей осознаешь, сколько в тебе творческой энергии, скрытой за стыдом, сомнениями и тревогами. То, что годами лечится у психолога, здесь можно проработать за один спектакль. В тревожное время это лечебный эликсир для души.
Справка «СК»
Елена Саморядова родилась в Калининграде в 1983 году. Окончила БФУ им. И. Канта и сценарный факультет Московской киношколы Cinemotion. В составе авторской группы писала сериалы для Первого канала и телеканала «Домашний». Член Союза писателей Москвы. Публиковалась в журналах «Дружба народов» и «ЛИТЕRRА-ТУРА». Ее пьесы отмечены на конкурсах «Ремарка», «Евразия», «Русская мечта», «Авторская сцена», «Цех драматургов» и др.
текст
Марина Обревко фото
Александр Мелехов
Последние новости
На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Павловском Посаде с предложениями работы от ведущих работодателей города