В Советске демонтировали памятную доску в честь Видунаса
В конце июня в Советске со стены дома № 15–17 на улице Ленина была снята памятная доска в честь литовского философа, драматурга, писателя Видунаса, которую установили еще при советской власти, в 1989 году.
В конце июня в Советске со стены дома № 15–17 на улице Ленина была снята памятная доска в честь литовского философа, драматурга, писателя Видунаса, которую установили еще при советской власти, в 1989 году.
То есть она висела более 30 лет. Но многие ли знают, кто такой Видунас? Чем он знаменит? Откровенно говоря, информации на русском языке о нем совсем немного. В своем рассказе мы будем опираться главным образом на предисловие к русскому изданию сочинений Видунаса, которое написал литовский этнолог и фольклорист Йонас Тринкунас в 2011 году, и статью краеведа из Черняховска Геннадия Разумного, опубликованную в альманахе «Берега Арапы» (18+) за 2006 год.
Родился будущий литовский мыслитель 22 марта 1868 года в деревне Йонайчяй недалеко от Мемеля (ныне – литовский город Клайпеда. – Прим. авт.). Его отцом был сельский учитель по фамилии Староста. И, судя по всему, он назвал сына – Вильгельмас. Видунас – это псевдоним, который подчеркивает стремление к духовному познанию («видеть, ведать»).
Впрочем, обо всем по порядку.
После окончания начальной школы в Пилькаллене (сегодня поселок Добровольск Краснознаменского городского округа. – Прим. авт. ) Видунас поступил и окончил учительскую семинарию в Рагните (ныне – Неман) и до пенсии, на которую вышел в 1912 году, работал учителем, в том числе в Тильзитской (современный Советск. – Прим. авт.) средней школе для мальчиков.
Параллельно с преподаванием Видунас учился сам – посещал лекции в немецких университетах – в Грейфсвальде, Галле, Лейпциге, Берлине. Изучал философию, религию, мифологию, иностранные языки. В том числе санскрит. В Лейпциге он знакомится с теософией, которую Большая советская энциклопедия определяет как «учение о возможности непосредственного постижения божественных тайн и общения с потусторонним миром». В 1902 году Видунас основывает кружок теософов в Тильзите. Как Махатма Ганди Важно отметить, что большое влияние на Видунаса оказала литовская народная культура, к которой он приобщился благодаря матери, знавшей много народных песен и сказок. Йонас Тринкунас, сравнивая Видунаса с Махатмой Ганди, отмечает, что по образованию и по гражданству Видунас был немец, но по духовному и моральному само-определению – литовец.
«Это самоопределение возникло в условиях усиливающейся германизации, от которой больше всего терпело местное литовское (балтское) население. Видунас, как «ведун» и «ясновидящий», глубоко чувствовал и понимал, что германизация означала исчезновение богатейшего наследия балтской духовной традиции, имеющей особое значение для всей Европы», – пишет он, уточняя, что серьезное воздействие на Видунаса оказала древнеиндийская философия, которая привлекла его своей практической направленностью. Это древнее мировоззрение Видунас связывал с балтско-индоевропейским прошлым и культурным наследием Европы.
Важное место в творческой биографии философа занимают его труды по истории: «Литва в прошлом и настоящем» (1916 год) «700 лет немецко-литовских отношений» (1932).
Книги эти и вообще позиция Видунаса вызывали раздражение нацистов, как сообщает Геннадий Разумный, на него нападали на улице, выбивали камнями стекла в доме. А в 1938 году он оказывается в тюрьме, судя по всему, по формальному поводу – за нарушение финансовых законов. Через некоторое время он был выпущен на свободу.
В конце Второй мировой войны Видунас переехал в Детмольд на северо-востоке земли Северный Рейн-Вестфалия, где и скончался 20 февраля 1953 года.
В Литве Видунаса очень чтут. Его портрет был помещен на купюру в 200 литов. Впрочем, как отмечает Тринкунас, в целом отношение там к Видунасу двойственное, поскольку в некоторых своих драмах и статьях он выражает симпатии к балтской языческой вере, и это пришлось не по душе католическим кругам. «Мы же не вандалы!» Видео демонтажа памятной доски поместил на своей страничке в «ВКонтакте» глава Советска Евгений Макаров.
На вопрос одной из подписчиц о том, что происходит, Макаров ответил: «Уничтожают». Видимо, имея в виду доску.
Впрочем, через некоторое время этот ответ исчез (но скриншоты найти в сети совсем несложно. – Прим. авт.).
Другой пользовательнице социальной сети Макаров ответил мягче: «Снимем, почистим и в музей». При этом, чем провинился умерший 69 лет назад Видунас, объяснено не было.
Тем временем в пабликах Советска в «ВКонтакте» вот уже почти две недели обсуждают демонтаж, многие возмущены.
Вопросы от советчан и не только от них поступают в телеграм-канал губернатора.
«Зачем сняли в Советске памятную доску литовскому философу и драматургу Видунасу? Зачем уподобляться тем, кто сносит памятники Пушкину? Мы же не вандалы! Или вандалы?» – написал один из пользователей.
«Антон Андреевич, как вы могли допустить, что мэр Советска, Макаров, снес памятную доску Видунасу? Вы же сами говорили, что мы с памятниками не воюем и не приемлем культуру отмены…?» – поинтересовался другой. «Проявите мудрость» Негативно отреагировала на произошедшее и культурная общественность. В частности, поэт Борис Бартфельд написал 30 июня пост, в котором высказался за прекращение практики «Культуры отмены» и за развитие «Культуры открытия».
«Уважаемый Антон Андреевич, проявите мудрость, рассудительность и дальновидность. Начните движение против изоляции, за «Культуру открытия». Объясните администраторам Советска необходимость вернуть доску философа Видунаса на законное место», – призвал он губернатора.
Региональный министр культуры и туризма Андрей Ермак, комментируя ситуацию, сообщил, что «к советским чиновникам обратились местные жители с просьбой проверить законность установки памятной таблички Видунасу. Выяснилось, что это сделано без предусмотренных законодательством согласований: нет соответствующего решения местного Совета депутатов и разрешения Совета по культуре».
«Далее, на последнем заседании Совета депутатов Советского муниципального округа было принято решение о демонтаже мемориальной таблички Видунасу и передаче ее в музей города Советска в качестве экспоната», – процитировал Ермака «Новый Калининград» (18+). Министр также уточнил, что принятие решений о демонтаже мемориальных табличек – муниципальные полномочия. Гусар и поэт А у главы Советска полно новых планов. На своей страничке в «ВКонтакте» он опубликовал ссылку на статью в Википедии о Денисе Давыдове и от себя добавил: «Товарищи попросили вместо Видунаса».
Денис Давыдов (1784–1839), без сомнения, более известная в нашей стране фигура, чем Видунас. Это, напомним, русский генерал, известный поэт и писатель. Эталон лихого гусара.
Он принимал активное участие в войнах с Наполеоном – в том числе и на территории будущей Калининградской области. Бывал он и в Тильзите – во время заключения мира между Александром I и Наполеоном. Об этом событии Денис Давыдов написал даже весьма любопытные воспоминания «Тильзит в 1807 г.». Вряд ли стоит сомневаться в том, что этот исторический деятель достоин памятной доски в Советске.
Проблема тут в том, что доска в честь Видунаса висела на доме, где он жил в середине 30-х годов прошлого века. И увековечить на нем имя Дениса Давыдова было бы странно.
Борис Бартфельд в упомянутом посте призвал Антона Алиханова санкционировать рассмотрение на совете по культуре при губернаторе вопроса об установлении памятной доски в Советске Денису Давыдову на улице Гагарина, «по которой на самом деле он ходил и гарцевал на лошади».
Видео демонтажа памятной доски опубликовал у себя в соцсетях глава Советска
(фото с аккаунта в «ВКонтакте» Евгения Макарова)
текст
Кирилл Синьковский
То есть она висела более 30 лет. Но многие ли знают, кто такой Видунас? Чем он знаменит? Откровенно говоря, информации на русском языке о нем совсем немного. В своем рассказе мы будем опираться главным образом на предисловие к русскому изданию сочинений Видунаса, которое написал литовский этнолог и фольклорист Йонас Тринкунас в 2011 году, и статью краеведа из Черняховска Геннадия Разумного, опубликованную в альманахе «Берега Арапы» (18+) за 2006 год.
Родился будущий литовский мыслитель 22 марта 1868 года в деревне Йонайчяй недалеко от Мемеля (ныне – литовский город Клайпеда. – Прим. авт.). Его отцом был сельский учитель по фамилии Староста. И, судя по всему, он назвал сына – Вильгельмас. Видунас – это псевдоним, который подчеркивает стремление к духовному познанию («видеть, ведать»).
Впрочем, обо всем по порядку.
После окончания начальной школы в Пилькаллене (сегодня поселок Добровольск Краснознаменского городского округа. – Прим. авт. ) Видунас поступил и окончил учительскую семинарию в Рагните (ныне – Неман) и до пенсии, на которую вышел в 1912 году, работал учителем, в том числе в Тильзитской (современный Советск. – Прим. авт.) средней школе для мальчиков.
Параллельно с преподаванием Видунас учился сам – посещал лекции в немецких университетах – в Грейфсвальде, Галле, Лейпциге, Берлине. Изучал философию, религию, мифологию, иностранные языки. В том числе санскрит. В Лейпциге он знакомится с теософией, которую Большая советская энциклопедия определяет как «учение о возможности непосредственного постижения божественных тайн и общения с потусторонним миром». В 1902 году Видунас основывает кружок теософов в Тильзите. Как Махатма Ганди Важно отметить, что большое влияние на Видунаса оказала литовская народная культура, к которой он приобщился благодаря матери, знавшей много народных песен и сказок. Йонас Тринкунас, сравнивая Видунаса с Махатмой Ганди, отмечает, что по образованию и по гражданству Видунас был немец, но по духовному и моральному само-определению – литовец.
«Это самоопределение возникло в условиях усиливающейся германизации, от которой больше всего терпело местное литовское (балтское) население. Видунас, как «ведун» и «ясновидящий», глубоко чувствовал и понимал, что германизация означала исчезновение богатейшего наследия балтской духовной традиции, имеющей особое значение для всей Европы», – пишет он, уточняя, что серьезное воздействие на Видунаса оказала древнеиндийская философия, которая привлекла его своей практической направленностью. Это древнее мировоззрение Видунас связывал с балтско-индоевропейским прошлым и культурным наследием Европы.
Важное место в творческой биографии философа занимают его труды по истории: «Литва в прошлом и настоящем» (1916 год) «700 лет немецко-литовских отношений» (1932).
Книги эти и вообще позиция Видунаса вызывали раздражение нацистов, как сообщает Геннадий Разумный, на него нападали на улице, выбивали камнями стекла в доме. А в 1938 году он оказывается в тюрьме, судя по всему, по формальному поводу – за нарушение финансовых законов. Через некоторое время он был выпущен на свободу.
В конце Второй мировой войны Видунас переехал в Детмольд на северо-востоке земли Северный Рейн-Вестфалия, где и скончался 20 февраля 1953 года.
В Литве Видунаса очень чтут. Его портрет был помещен на купюру в 200 литов. Впрочем, как отмечает Тринкунас, в целом отношение там к Видунасу двойственное, поскольку в некоторых своих драмах и статьях он выражает симпатии к балтской языческой вере, и это пришлось не по душе католическим кругам. «Мы же не вандалы!» Видео демонтажа памятной доски поместил на своей страничке в «ВКонтакте» глава Советска Евгений Макаров.
На вопрос одной из подписчиц о том, что происходит, Макаров ответил: «Уничтожают». Видимо, имея в виду доску.
Впрочем, через некоторое время этот ответ исчез (но скриншоты найти в сети совсем несложно. – Прим. авт.).
Другой пользовательнице социальной сети Макаров ответил мягче: «Снимем, почистим и в музей». При этом, чем провинился умерший 69 лет назад Видунас, объяснено не было.
Тем временем в пабликах Советска в «ВКонтакте» вот уже почти две недели обсуждают демонтаж, многие возмущены.
Вопросы от советчан и не только от них поступают в телеграм-канал губернатора.
«Зачем сняли в Советске памятную доску литовскому философу и драматургу Видунасу? Зачем уподобляться тем, кто сносит памятники Пушкину? Мы же не вандалы! Или вандалы?» – написал один из пользователей.
«Антон Андреевич, как вы могли допустить, что мэр Советска, Макаров, снес памятную доску Видунасу? Вы же сами говорили, что мы с памятниками не воюем и не приемлем культуру отмены…?» – поинтересовался другой. «Проявите мудрость» Негативно отреагировала на произошедшее и культурная общественность. В частности, поэт Борис Бартфельд написал 30 июня пост, в котором высказался за прекращение практики «Культуры отмены» и за развитие «Культуры открытия».
«Уважаемый Антон Андреевич, проявите мудрость, рассудительность и дальновидность. Начните движение против изоляции, за «Культуру открытия». Объясните администраторам Советска необходимость вернуть доску философа Видунаса на законное место», – призвал он губернатора.
Региональный министр культуры и туризма Андрей Ермак, комментируя ситуацию, сообщил, что «к советским чиновникам обратились местные жители с просьбой проверить законность установки памятной таблички Видунасу. Выяснилось, что это сделано без предусмотренных законодательством согласований: нет соответствующего решения местного Совета депутатов и разрешения Совета по культуре».
«Далее, на последнем заседании Совета депутатов Советского муниципального округа было принято решение о демонтаже мемориальной таблички Видунасу и передаче ее в музей города Советска в качестве экспоната», – процитировал Ермака «Новый Калининград» (18+). Министр также уточнил, что принятие решений о демонтаже мемориальных табличек – муниципальные полномочия. Гусар и поэт А у главы Советска полно новых планов. На своей страничке в «ВКонтакте» он опубликовал ссылку на статью в Википедии о Денисе Давыдове и от себя добавил: «Товарищи попросили вместо Видунаса».
Денис Давыдов (1784–1839), без сомнения, более известная в нашей стране фигура, чем Видунас. Это, напомним, русский генерал, известный поэт и писатель. Эталон лихого гусара.
Он принимал активное участие в войнах с Наполеоном – в том числе и на территории будущей Калининградской области. Бывал он и в Тильзите – во время заключения мира между Александром I и Наполеоном. Об этом событии Денис Давыдов написал даже весьма любопытные воспоминания «Тильзит в 1807 г.». Вряд ли стоит сомневаться в том, что этот исторический деятель достоин памятной доски в Советске.
Проблема тут в том, что доска в честь Видунаса висела на доме, где он жил в середине 30-х годов прошлого века. И увековечить на нем имя Дениса Давыдова было бы странно.
Борис Бартфельд в упомянутом посте призвал Антона Алиханова санкционировать рассмотрение на совете по культуре при губернаторе вопроса об установлении памятной доски в Советске Денису Давыдову на улице Гагарина, «по которой на самом деле он ходил и гарцевал на лошади».
Видео демонтажа памятной доски опубликовал у себя в соцсетях глава Советска
(фото с аккаунта в «ВКонтакте» Евгения Макарова)
текст
Кирилл Синьковский
Последние новости
Прокуратура Калининградской области направила в суд уголовное дело о сокрытии от налогообложения свыше 4 млн рублей
В прокуратуре Калининградской области утверждено обвинительное заключение по уголовному делу в отношении генерального директора строительной организации.
Калининградский автовокзал встретил своего трехмиллионного пассажира
Юбилейным пассажиром стал житель региона Алексей, направлявшийся в Ладушкин.
Калининградское УФАС России рассмотрит жалобу ООО «Профи-Центр» на действия заказчика - АО «Россети Янтарь»
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области поступила жалоба ООО «Профи-Центр» (вх.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку
На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Благовещенске с предложениями работы от ведущих работодателей города