От культурной антропологии к гик-культуре: открытая лекция Ивана Тузовского (Челябинск)
От культурной антропологии к гик-культуре: спикер Международной библиотечной философской школы - 2022 , доктор культурологии,
От культурной антропологии к гик-культуре: спикер Международной библиотечной философской школы - 2022 , доктор культурологии, доцент кафедры философии и культурологии Челябинского государственного института культуры Иван Тузовский провёл открытую лекцию для всех желающих на тему «Фундаментальные характеристики культуры цифровой эпохи» .
Иллюстрируя повествование многочисленными примерами из знакомых всем нам произведений классической и массовой культуры – Гомер и Джоан Роулинг , картины Караваджо и фильмы Джеймса Кэмерона – Иван Дмитриевич показал, как в современной науке понимаются этапы исторического формирования и текущее состояние цифрового общества и почему термин «информационное общество» некорректен, а современную социальную культуру следует называть скорее «псевдоинформационной».
Среди обобщающих отличительных черт цифрового общества отмечена сверхтекучесть общественных явлений в нынешнюю эпоху и стремительная смена субкультур. Если в прошлом веке срок активной жизни каждой субкультуры составлял 20-25 лет, то сейчас уже через 3-4 года она теряет актуальность и сменяется еще более модными трендами - суперсубкультурами.
С культурологической и социологической точек зрения лектор объяснил привычный тезис о коммерциализации культуры. Этот процесс, начавшийся еще в Позднее Возрождение с картинно-художественного комбината Рубенса, в наше время приобрел новую форму - рекуперацию, то есть способность превратить в источник дохода любой самый революционный и антикоммерческий символ. Наиболее знаковый образчик - колоссальные доходы от продажи атрибутики с изображениями знаменитого революционера и борца с миром «наживы и капитала» – Эрнесто Че Геварры.
В ходе выступления обсудили также сериальность и визуальность современного культурного продукта, исходящие из запросов пользователей. Люди, как и в древности, всё больше переходят к восприятию информации через картинки (причем, отдавая предпочтение объемным 3-D изображениям) и звуки, а не через текст. Но есть и положительные, гуманистические моменты в развитии общественной культуры – рост степени и качества кооперации людей. Его отражают такие явления, как краудфандинг и краудсорсинг.
Прогнозируя будущие пути развития цифрового общества, необходимо реализовывать на деле принципы открытости и доступности информации. Попытки регулирования инфопотоков и ограждения граждан от «опасных» с точки зрения тех или иных экспертов культурных продуктов принесут только вред, породив феномен «запретного плода». Чтобы этого избежать, следует с детства формировать способность критически воспринимать и оценивать информацию.
«Общего великого прошлого недостаточно для объединения нации. Нужно общее великое будущее» - процитировал И.Д. Тузовский слова философа и публициста Хосе Ортеги-и-Гассета.