Илья Мавринский: «Главная задача философии нашего времени - это борьба с деперсонификацией»

Жив или мёртв субъект в условиях современного мира и можно ли его ещё спасти?

Жив или мёртв субъект в условиях современного мира и можно ли его ещё спасти? Что порождает феномен «растерянного человека» и как вернуть себя и свою индивидуальность, перестав быть «субъектом повседневности»?

На острые вопросы наших дней ответил в ходе своей лекции в научной библиотеке кандидат философских наук, куратор проекта «Открытый философский факультет» Илья Мавринский. Спикер из Санкт-Петербурга обозначил основные черты классического субъекта Нового времени, который царил в европейской философии в 17-19 веках и показал его существенные изменения в ходе бурных событий 20 века.

Разработку данной проблематики начал в 17 веке Рене Декарт, впервые очертив то, что впоследствии назовут «конфигурация субъекта». В процессе познания человеком мира постоянно возникают ошибки. Интеллект, будучи ограниченным по ресурсам и времени, должен постигать законы бесконечной и безграничной Вселенной. Лишь одна наша способность безгранична и бесконечна - это воля. Воля, по Декарту, есть способность стремится или избегать что бы то ни было, а также утверждать или опровергать что-либо. Однако, для удержания волевых актов в границах разумного и возможного требуется ограничение воли интеллектом. В результате, чтобы избежать ошибок и добиться чего-то в жизни, человек приносит часть своей индивидуальности, заключенной в воле, в жертву интеллекту, который опирается на источники, находящиеся за пределами субъекта.

Согласно Канту, разум человека ограничивают три авторитета: Книга, Священник и Врач. Человек должен перестать слепо доверять авторитетам и достигнуть времени «совершеннолетия ума». Отсюда и знаменитое изречение: «Имей мужество пользоваться собственным умом». Главный источник преодоления авторитетов - совесть. В глубине души человек всегда знает, что поступил дурно и испытывает вину. Совесть возвращает человека к самому себе и осознанию своих поступков, независимо от любых объяснений и ссылок на мнение наставников.

Для человека 20 века ситуация усложняется. По мнению французского философа Мишеля Фуко, три науки - экономика, биология и лингвистика - заменяют кантовские авторитеты и до предела ограничивают свободу мышления индивида. Растерянность современного человека, отмечает Илья Мавринский, возникает из осознания, что всё, считаемое своим - тело, чувства и мысли - на деле своим уже не является. Медицина сообщает человеку, как он себя чувствует. Средства массовой информации говорят, что он думает и формируют мировосприятие. Экономика жёстко ограничивает любые стремления и проявления воли. В отличие от времён Канта, человек наших дней не способен выйти за границы и диктат внешних авторитетов. Он перестаёт понимать, что хочет сам, поскольку хотят за него другие.

Совесть также перестает играть прежнюю роль из-за боязни встречи с подлинным собой. Это всегда крайне тяжелый и травматичный опыт. Так утрачивается индивидуальность и возникает «субъект повседневности».

Всё же сохраняется и повод для оптимизма, отметил в заключение философ. Путь к преодолению растерянности существует, и этот путь - знание. Поняв, каким образом в прошлом произошла потеря воли и критического разума, можно раскрутить спираль в обратном направлении и вернуть самого себя.




Последние новости

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Набережных Челнах на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *