«Философ и реформатор»: что известно о главном претенденте на должность ректора БФУ имени Канта

Фото: mininuniver.ru Андрей Клемешев ушёл с поста ректора БФУ имени Канта.

Фото: mininuniver.ru

Андрей Клемешев ушёл с поста ректора БФУ имени Канта. На заседании Учёного совета сотрудникам вуза представили кандидатуру нового руководителя — ректора Нижегородского государственного педагогического университета имени Минина (НГПУ) Александра Фёдорова. Корреспондент Калининград.Ru собрал всё, что известно о единственном претенденте на должность главы университета.

Биография

Согласно информации на сайте НГПУ имени Минина, Александр Фёдоров родился 8 октября 1970 года в городе Семёнове Нижегородской области. В 1987 году стал лаборантом кафедры всеобщей истории Горьковского государственного педагогического института, спустя год отправился в армию, а после службы — вернулся в университет.

В 1995 году Фёдоров окончил исторический факультет Нижегородского государственного университета имени Лобачевского по специальности «Историк, преподаватель обществознания» и поступил в аспирантуру НГПУ. Он начал карьеру с кафедры истории России, где был ассистентом и старшим преподавателем. Позднее перешёл на кафедру философии и дослужился до декана философско-теологического факультета, а в 2007 году занял пост проректора по научной работе.

С июня 2009-го по октябрь 2011 года Александр Фёдоров исполнял обязанности ректора Волжского государственного инженерно-педагогического университета, который в 2011-м объединили с НГПУ. В мае 2012 он официально стал ректором вуза, а в 2017-м его избрали руководителем повторно.

Фёдоров имеет много почётных грамот и благодарственных писем, является членом-корреспондентом Академии гуманитарных исследований при Мюнстерском университете, проходил программу Московской школы управления в Сколково, член координационного совета «Образование и педагогические науки», владеет немецким и французским языками.

Научная деятельность

В 1988 году Александр Фёдоров защитил кандидатскую по теме «Концепция философской антропологии в трудах русских масонов последней трети XVIII века («новиковский круг»)», а в 2003-м — докторскую по теме «Эволюция европейской мистической традиции и её влияние на русскую философскую модель (последняя треть XVIII — первая треть XIX веков)». В сферу научных интересов входят история западно-европейской и русской философии, философская антропология, история европейской философской мистики, компаративистика в истории философии, теория традиции, теория систем.

Фёдоров имеет более ста научных трудов, в том числе монографии по истории философии, философии науки, философской антропологии, философской религии. В соавторстве написал монографию по управлению образованием. Также он автор десяти публикаций в европейских и американских журналах по гуманитарной тематике. Под его руководством защитили семь кандидатских диссертаций и выполнили восемь научных проектов в рамках грантовых программ.
Александр Фёдоров ведёт курсы и дисциплины: «История зарубежной философии: Средние века», «История зарубежной философии: Возрождение», «История русской философии IX-XVII веков».

Подход к образованию

«Я уверен — нынешнее поколение совершенно не безнадежно, оно имеет свои яркие черты, очень яркие проблемы, но на то и есть старшие, чтобы помочь им эти проблемы решить», — цитата Александра Фёдорова из интервью в газете «Автозаводец» , 2011 год.

Мы постепенно приходим к тому, что в глобальной практике называется «университеты образования». Университеты образования — это система, которая обеспечивает трансфер исследований и разработок, достижений экономики и промышленности, технологий в сферу образования на всех уровнях: от детских садов до высших учебных заведений. Это включает в себя множество исследований и разработок, помогающих сделать образование более современным, актуальным существующим реалиям. <...> Тем ребятам, которые сейчас выпускаются из вузов, придётся смириться с тем, что то образование, которое они получили, не единственное, а лишь одно из многих, которые им придётся получить, чтобы оставаться «на волне» в будущем. Образование сейчас становится делом всей жизни, и наша задача — обеспечить платформу, посредством которой люди могли бы получать необходимое им развитие, — из интервью НИА «Говорит Нижний» , 2017 год.

«Педагог — это профессия будущего, педагогический вуз — место, где готовят педагога, должен выглядеть лучше, чем любая школа, чем любой офис, чем любой выставочный зал. Это место, куда люди должны хотеть прийти, сделав осознанный выбор, и хотеть туда вернуться, закончив этот вуз. Они должны прийти в школу с сознанием того, что видели идеальную модель образования. <...> Может быть, стоит подумать о том, что мы не осознаем очень важную вещь — педагог, с которым общается дошкольник, ученик, потом система дополнительного образования после высшего, во время высшего, должен быть действительно одной из самых творческих профессий, которую себе только можно представить. То есть, это должен быть человек, который заведёт тебя настолько, что ты пойдешь и построишь ракету. Он не должен знать, как строится ракета, он должен убедить тебя создать её», — из интервью «НТА-Приволжье» , 2013 год.

Мы постепенно отказываемся от традиционных лекций и семинаров и предлагаем студентам самим достигать профессионализма. Естественно, не без помощи проводника-преподавателя. В связи с этим мы создаем сеть пользовательских центров, оснащённых компьютерами, библиотечным залом, хорошей линией Wi-Fi, — из интервью порталу «Столица Нижний» , 2016 год.

«Принципиально важной вещью для нас стало участие в программе модернизации высшего педагогического образования, длящейся четвёртый год. Отличие этой программы от тех, что были ранее, — формирование системы поддержки и сопровождения жизненного цикла профессии учителя: от момента входа в профессию, закрепления в профессии, зрелости в профессии и выхода из неё», — из интервью газете «Патриоты Нижнего» , 2017 год.

Если мы не начнём разговаривать с молодым поколением на равных и не попробуем в точности понять, где лежит та тонкая грань взаимного интереса друг к другу, то мы по-прежнему будем занимать позицию ментора, которая наставляет своего воспитанника в рамках ценностей, которыми обладает только он,— из интервью газете «Патриоты Нижнего» , 2017 год.

«В действие должен вступить современный образовательный процесс, в котором есть одно очень важное условие: обучающий и обучающийся не должны быть по разные стороны баррикад. То, что называют контактной работой, в школах и вузах далеко уже не слова. Исчезает барьер, когда человек стоит за кафедрой и рассказывает о том, что узнал 50 лет назад, немножко к этому добавляя. Нет сейчас единственного высшего образования на всю жизнь. Мы ставим задачу, чтобы не только учитель учил ученика, но и наоборот, называем это конвенцией поколений. <...> Самостоятельная работа сегодня не может существовать в рамках традиционного образовательного процесса. Для этого нужны специализированные аудитории, новый дизайн образовательной среды. Для этого нужны электронные сервисы и специальные тренажёры», — из интервью «РБК. Нижний Новгород» , 2017 год.

Мы искренне верим в то, что учительская профессия — это именно та массовая социальная профессия, находящаяся в руках государства, через которую формируется управляемое, желаемое будущее и осуществляется флагманская миссия всякого социума — это воспитание, сопровождение, взросление, в целом формирование новых поколений. Поэтому обновление содержания педобразования есть дело всех, в том числе БФУ. Мы договорились, что будем помогать строить педагогический кластер на территории региона, а БФУ как фундаментальный лидер по ряду направлений науки будет помогать нам формировать содержание образовательных программ по биологии, математике, физике, ряду гуманитарных областей, — из интервью на сайте БФУ имени Канта , 2017 год.

Работа ректором

Александр Фёдоров стал ректором после объединения двух вузов. При нём прошла реорганизация и образование НГПУ имени Козьмы Минина. В 2013 году там начали десятилетнюю программу — «Стратегия развития Мининского университета», которая связана с модернизацией преподавательской деятельности. В частности, в учебном заведении увеличили количество часов для самостоятельной работы студентов и решили полностью перейти на модульную систему.

Мининский университет активно сотрудничает с зарубежными институтами, занимается экспортом отечественного педагогического образования, ведёт академический обмен с польскими, немецкими и китайскими высшими учебными заведениями.

Коллеги Фёдорова из Нижнего Новгорода называют его реформатором. По их словам, он имеет репутацию энергичного, инициативного и амбициозного человека. Основной заслугой считают полный ребрендинг НГПУ имени Минина и введения множества новых специальностей.

«Я умею соблюдать традиции, но моё кредо — восходящее, опережающее развитие. И я думаю, что совместно мы сделаем вуз лучшим в России», — заявил Александр Фёдоров на заседании Учёного совета БФУ имени Канта.

Фото: mininuniver.ru

Константин Амозов

Последние новости

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Саранске, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *