Феномен пустоты в филоофии, культуре и творчестве

На лекции философа искусства, заведующей научно-просветительским отделом Калининградского музея изобразительных искусств Екатерины Сычёвой в рамках проекта «Контексты» мы говорили о синергийном сотворчестве и категориях пустоты,

На лекции философа искусства, заведующей научно-просветительским отделом Калининградского музея изобразительных искусств Екатерины Сычёвой в рамках проекта «Контексты» мы говорили о синергийном сотворчестве и категориях пустоты, несущих не разрушающий, а гностический преображающий смысл.

В классическом буддизме есть понятие «Шуньята», обозначающее «отсутствие постоянного „я“ у личности» и «самобытия» у явлений, или отсутствие собственной природы вещей и феноменов ввиду их относительности, обусловленности и взаимозависимости. Философы XX века – А. Камю, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер – часто описывают экзистенциальное чувство пустоты, заложенной в самом человеке и никем до конца не познанной, как ощущение мрака. Один из аспектов такой пустоты - слияние с универсумом, абсолютом.

Психоналатик чешского происхождения С. Гроф в книге «Области человеческого бессознательного» пишет об испытании состояния предельных переживаний, предельного опыта. Люди не всегда могли интегрировать его в свою жизнь и оказывались один на один с невместимым содержанием своего сознания. Врач описывал, как наблюдаемые в цикле переживаний вскрывали архетипические образы бессознательного, стремясь к катарсису, очищению через опыт прошлого.

Кроме того, опыт пустоты почти никогда не существует в вакууме. Вокруг этого пространства существует узор культурных практик матрицы. «Черный квадрат» К. Малевича стал для его современников не просто манифестом беспредметности, но и точкой невозврата, формой свободы человека «утверждать пустоту в том месте, где раньше стояла икона».

Спустя полвека композитор Дж. Кейдж написал симфонию «4′33″», состоящую из тишины. По задумке автора, содержанием каждого из трёх фрагментов являются те звуки окружающей среды, которые будут услышаны во время прослушивания композиции. Это эстетический эффект пустоты, который дает пространству говорить. Подобные примеры в произведениях — искусства - это обращение внимания на человека, как на соавтора.

«Сон разума рождает чудовищ», написал Ф. Гойя на одном из офортов своих великолепных Капричос. Опыт аскетического ограждения собственного ума при больших входящих потоках информации весьма важен для современного человека. Чтобы опыт пустоты в формате молчаливой практики был позитивным, к нему нужно обращаться с некоторой осознанной установкой.

Ведущая: Алёна Мирошниченко, искусствовед, член Ассоциации искусствоведов РФ, научный сотрудник Калининградского областного историко-художественного музея

Проект реализуется при поддержке Росмолодёжь.Гранты.




Последние новости

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Тихвине, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *