Ещё раз о современной детской литературе
Современная детская литература. Она многогранна и многолика. Большая задача перед ней – она должна заинтересовать не только современное поколение, но и то, которое будет жить в будущем.
Современная детская литература. Она многогранна и многолика. Большая задача перед ней – она должна заинтересовать не только современное поколение, но и то, которое будет жить в будущем. Ведь до сих пор интересны детям произведения: А. Куприна, Л. Толстого, С. Маршака, С. Михалкова, В. Крапивина, В. Бианки и других. Роль литературы, что ни говори, – дать знания и помочь в воспитании достойного человека. Современные ребята увлекаются фантастикой, комиксами, фэнтези, сказками. И это происходит в союзе с цифровой технологией. В каком бы техническом прогрессе мы не жили, а социальные темы остаются основными для детской литературы. Например, школа – взаимоотношения между учениками, учителями, семья – взаимоотношения детей и родителей, воспитание в молодом поколении лучших традиций, сложившихся в современном обществе. Как успешно социальные темы будут раскрываться в литературе, так они и будут влиять на понимание подрастающим молодым поколением окружающего мира и своего места в этом мире.
В конце марта проходит традиционная «Неделя детской книги», которая в этом году отмечает 80-летие. В течение недели организуются встречи с писателями, обзоры книг и другие мероприятия. Детские писатели сегодняшних дней предлагают мальчишкам и девчонкам много разных интереснейших книг, отвечающих на вопросы современной подростковой жизни. С некоторыми такими писателями и их книгами мы познакомили ребят 6-х и 7-х классов школы посёлка Романово (Зеленоградский район) на уроках литературы, на которые пригласила преподаватель А. П. Зверякина. Уроки прошли 28 марта. Во время уроков демонстрировалась электронная презентация «Новинки современной детской литературы», подготовленная специалистами информационно-библиографического отдела. С учащимися шел разговор о книгах и их авторах: Анне Анисимовой, Ольге Замятиной, Майе Лазаренской, Маргарите Латышкевич, Михаиле Самарском.
Кирка и Варя, героини повести Анны Анисимовой «Каскадёрки идут до конца» (Москва, 2022), вызывают восхищение и уважение. Они такие разные. Кирка – ловкая, смелая, настоящая каскадёрка! А Варя играет на пианино. Они решили дружить всю жизнь. И вскоре их дружба проверяется на прочность. Пришла беда – Кирка тяжело заболевает. Варя приходит ей на помощь. Она делает всё возможное, чтобы подруга выжила и вернулась к прежней жизни. Каскадёрки никогда не сдаются!
А повесть Ольги Замятиной «Роман с читателем» (Москва, 2022) заставляет задуматься над поступками главного героя Ромы Калюкина, его родителей и одноклассников, учительницы Анны Геннадьевны и других. Долгое время Рома считал себя виноватым в смерти своего младшего брата. Изо дня в день ухудшались его отношения с окружающими людьми. Как это происходило, как всё изменилось в жизни Ромы благодаря поддержке друзей и учительницы узнаете, прочитав повесть. В книге 25 глав и каждая начинается с совета для тех, кто хочет добиться своего. Разрешается важная проблема – понять друг друга и себя.
Особое место занимают произведения Михаила Самарского «Любовь, или куда уплывают облака» (Москва, 2016), «На качелях между холмами» (Москва, 2017) и «Двенадцать прикосновений к горизонту» (Москва, 2021). Книгу «На качелях между холмами» Михаил Самарский написал в 13 лет. Эти книги связаны общими темами: любви, дружбы, проблемами подростков и взрослых. Автор даёт возможность ребятам проанализировать поступки взрослых и оценить их по-своему. Очень притягательны и образы героев этих произведений, мальчишек и девчонок. Названия книг Михаила Самарского – смысловые метафоры. Вы поймёте это, когда прочитаете его произведения.
Конечно, учащиеся приняли серьёзное участие в разговоре о книгах. Называли их «горячие» темы, высказывали своё мнение о поступках детей, взрослых, что является важным в жизни для подростка любого поколения.
И спасибо за это нужно сказать учителю русского языка и литературы – Александре Петровне Зверякиной, что сумела привить ребятам интерес к художественной литературе.
Конечно, наша библиотека предоставит возможность учащимся этой школы прочитать понравившиеся книги. И предложит другие, не менее интересные.
Бугаева Л. С., информационно-библиографический отдел