Александр Пятикоп: «Недоношенное высшее образование: их учат понемногу чему-нибудь и как-нибудь»

Ситуация с поступлением в российские ВУЗы в нынешнем году, когда даже бюджетные места на инженерные специальности оказались незаполненными, стала поводом для беседы корреспондента НИА-Калининград с Заслуженный учителем России,

Ситуация с поступлением в российские ВУЗы в нынешнем году, когда даже бюджетные места на инженерные специальности оказались незаполненными, стала поводом для беседы корреспондента НИА-Калининград с Заслуженный учителем России, кандидатом педагогических наук, а ныне экспертом регионального развития Александром Пятикопом.

    - Александр Иванович, в чём, на ваш взгляд, причина такой ситуации?

  - Всё достаточно просто, школы не подготовили в достаточном количестве ребят и девушек, которые реально могут сдать вступительные экзамены по таким наукам, как математика, физика и химия. Одним словом, причина кроется в качестве школьного образования, которое, не смотря на все заверения, продолжает снижаться. Поэтому выпускники при поступлении в высшие учебные заведения выбирают те факультеты, где нет экзаменов по точным наукам. Вот почему многие инженерные ВУЗы остались с недобором. Это результат попыток подогнать образование под западные стандарты - ЕГЭ, когда ученики зубрят тему, а через день её забывают. И здесь я хочу напомнить о том, что Президент России Владимир Путин не один раз говорил, что нужно вернуться к традиционным ценностям, к традиционному советскому образованию.

      - Зубрёшка присуща сегодня не только школам, но и ВУЗам. Как обстоят дела с высшим образованием? Будут ли там какие-то изменения?

    - Да, изменения будут. Например, уже в этом году некоторые курсы будут заменены на патриотический гуманитарный блок. Это сложная работа и потребуется несколько лет для разработки таких курсов.

      Также в этом году разрешат поступать в магистратуру после окончания пятилетней учёбы в ВУЗе. До этого года четыре года – бакалавр – недоношенное высшее образование, а потом год в магистратуре. 

    - Давайте вернёмся к школьному образованию. Какие, на ваш взгляд, там есть нерешённые задачи?

    - Задача номер один – содержание образования. Приведу конкретный пример. Чтобы не сориться с министром финансов РФ, все дружно поддержали идею введения в школах дисциплину по основам финансовой деятельности. Хорошая идея. Но тогда давайте введём и экологию, восстановим этику и психологию семейной жизни. Давайте вернём блок искусствоведение или основы культуры. Есть ещё мнение – ввести предмет основы ЖКХ. Ну, вводите, кто же вам мешает.

      Здесь сразу возникает вопрос: за счёт чего? В Советском Союзе учителя делали это за счёт внеклассных уроков. Качественная подготовка педагогов, их базовые знания, умение мыслить давали им представления и о мире, и об обществе и о природе в целом. 

      Сегодня в школах и так свели до минимума такие предметы, как математика, физика и химия. Зато появилась финансовая грамотность. Вы посмотрите на развитие экономики и на прогнозы, которые меняются чуть ли не каждый день. Так на что ориентироваться? Школьник и без финансовой грамотности сумеет посчитать мелочь в карманах родителей.

      Сегодня в условную «Красную книгу» можно внести учителей химии и биологии. Если раньше ученики получали практические знания, работая на пришкольном участке, то сейчас этого никто не делает.

        - Недавно довелось услышать разговор матери ученика с преподавателем, речь шла о том, какой учебник приобретать. Это что проблема?

    - Я бы уточнил, это очень большая проблема. Сейчас поясню свою мысль. Сегодня выпускается огромное количество учебников по одному предмету - около 350. Это слишком много.

    - Зачем такое количество? Помнится, в моё время был всего один.

    - Дело в том, что в экспертном совете по утверждению содержания учебников находятся авторы этих учебников. Никто никого не хочет обидеть.

    - Как же при таком разбросе можно оценивать знания ученика?

    - Оценку ставят в зависимости от количества балов полученных при ЕГЭ. Ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий неустанно напоминает о том, что стране нужны мыслящие студенты. Система оценки знаний никуда не годится, потому что идёт натаскивание, при котором память кратковременная. Сегодня школы не учат мыслить. Отсюда и качество подготовки студентов. То есть качество образования в России сегодня подсадили на «иглу» ЕГЭ и учат школьников чему-нибудь и как-нибудь.

    - Чтобы вы, как Заслуженный учитель России и кандидат педагогических наук, предложили бы?

    - Надо отменить ЕГЭ, а лучше, предоставить ученику возможность выбора: кто хочет, пусть сдаёт в рамках ЕГЭ, кто не хочет, пусть сдаёт экзамены традиционным способом, как это было при Советском Союзе.

      Понимая ситуацию с низким уровнем подготовки выпускников, ректоры ВУЗов вводят свои экзамены – собеседования. Члены приёмной комиссии традиционным способом задают абитуриенту вопросы и определяют уровень его подготовки, чтобы потом с ним не мучиться пять лет.

        - Александр Иванович, ваше видение качества сегодняшнего образования в стране понятно, а что вы скажите о материально-техническом обеспечении школ?

      - На сегодняшний день 40% школ России не имеют даже канализацию. В связи с большим оттоком сельского населения в города, заметно снизилось и материально-техническое обеспечение сельских школ. К сожалению, у нас так и не заработали в полную силу государственные программы: «земской доктор» и «земской учитель».

      Сегодня, например, в Калининграде по-прежнему острая нехватка школ и детских садов. Помните, ещё пару-тройку лет назад громогласны заявляли, что у нас ликвидированы очереди в детсады для детей 3-7 лет, сейчас очередь составляет более 5 тысяч человек. Вот такая ситуация.

    - Давайте вернёмся к учебникам, по которым обучают школьников. Что здесь, на ваш взгляд, нужно поправить?

    - Учебники издаются таким образом, чтобы как можно больше денег «высосать» у государства. Учебники сегодня издаются одногодичные. Мне недавно в Полесском районе показали учебники, которыми год пользовалась девочка-отличница. Книга просто распалась из-за некачественной обложки. А учебник должен быть в твёрдой обложке и служить минимум пять лет. Мягкая обложка равносильна рассаживанию однолетних цветов на клумбах.

      Такая халтура с учебниками даёт издательству «Просвещение» стабильный доход из государственного кармана. С каждым годом тиражи увеличиваются, так как растёт количество учеников в школах.

    - Всё, о чём вы сказали выше, несомненно, важно, но главными в школьном воспитании и обучении являются кадры. Как здесь обстоят дела?

    - По кадрам всё плохо. На этот учебный год дефицит учителей составляет 250 тысяч. 650 тысяч учителей-предметников пенсионного возраста. Иными словами, мы наблюдаем естественный износ педагогов.

      Вторая проблема – денежное довольствие педагогов не стимулирует приход в профессию молодых кадров. Да, государство что-то для этого делает. По 5 тысяч рублей добавили с федерального бюджета, где-то 2,5-3 тысячи из региональных бюджетов. Но это – капля в море.

      - И чтобы вы предложили для улучшения ситуации?

      - Чтобы у нас были профессиональные врачи и педагоги, нужно, на мой взгляд, сделать только одно, внести в закон «Об образований РФ» и в закон о муниципальной государственной службе дополнения, которыми приравнять учителя и врача к статусу муниципального или государственного служащего. Только не по окладу, а по зарплате. Иными словами, зарплата учителей и врачей должны быть не ниже зарплаты чиновников. Вот тогда будет приток талантливой молодёжи в педагогические ВУЗы.

      Сегодня в Калининградской области молодой педагог в среднем получает 20-25 тысяч рублей. Кто будет работать за такую зарплату? Довелось услышать горькую иронию-шутку педагогов: на одну ставку нечего есть, а на две ставки – некогда есть. И это не смешно. Качественное образование – вопрос национальной безопасности нашего государства.

      - Давайте подведём итог вами сказанного. Что вы предлагаете сделать для того, что российское образование вновь стало лучшим в мире?

      - Коренным образом пересмотреть содержание образования и вернуться к его базовым ценностям – фундаментальным наукам. Архиважно улучшить материально-техническое обеспечение. Но самое главное – подготовка педагогических кадров. Решение этих задач, повторюсь, вопрос национальной безопасности России.

        - Наша беседа проходит накануне Дня знаний. Чтобы вы хотели сказать своим коллегам?

        - Прежде всего, хочу поздравить учащихся школ, лицеев и ВУЗов, их родителей и, конечно, дорогих своих коллег педагогов. Педагог, это призвание! Надеюсь, что государство предпримет серьёзные шаги для того, чтобы статус учителя снова стал высоким. Как говорил Владимир Ильич Ленин: учитель у нас должен быть поставлен на такую величину, на которой он прежде нигде и никогда не стоял… После этих слов Ленин поставил многоточие. Почему? А он продолжил свою мысль следующим образом: и прежде всего в материальном плане.

НИА-КАЛИНИНГРАД

Последние новости

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Воронеже на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *