Виртуальная прогулка по улицам Замоскворечья
«Как появляются на свет драматурги?», - часто спрашивают у старшего научного сотрудника московского «Дома-музея А.Н.
«Как появляются на свет драматурги?», - часто спрашивают у старшего научного сотрудника московского «Дома-музея А.Н. Островского» Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина Полины Соколинской – гостя недавно завершившихся в регионе Дней Литературы. Ответ на этот вопрос дала её открытая лекция «От Ордынки до Волхонки. Жизненный путь А.Н. Островского», которая состоялась в научной библиотеке 31 октября.
Представляя спикера, первый заместитель директора КОНБ Ирина Котлова отметила, что за время культурного форума «Дней литературы» наше учреждение установило тесное сотрудничество с двумя крупнейшими литературно-мемориальными комплексами страны – Всероссийским музеем имени А.С.Пушкина и Домом-музеем Островского.
Лектор в формате виртуальной фотоэкскурсии провела гостей мероприятии по улицам Замоскворечья – сердцу той самой Старой Москвы, которую любят показывать в художественных фильмах. Именно там, на знаменитой Малой Ордынке, сохранился двухэтажный деревянный особняк, в котором в 1823 году появился на свет Александр Николаевич Островский. С 1905 года установкой памятной таблички началась мемориализация родового гнезда великого литератора. Долгий процесс увековечения памяти завершился в 1984 году открытием Дома-музея А.Н. Островского. Большую роль в этом культурном событии сыграл С.В. Михалков – один из руководителей Союза писателей СССР.
П. Соколинская показала внутренние интерьеры мемориального комплекса, которые были воссозданы типологически по архивным документам и аутентичным изображениям, и кратко изложила сведения об истории здания и жившей в нем семьи Островских. Была показана фотография старинного православного храма, высившегося неподалеку от дома драматурга и снесенного по решению столичных властей в начале 1930-х годов. Фотоматериалы из фондов музея познакомили гостей вечера с богатым убранством помещений, в которых вырос Островский. Процитированные отрывки из юношеских дневников Александра Николаевича приоткрыли завесу над тайной формирования мировоззрения будущего драматурга и зарождения той неуемной тяги к искусству, которая помогла ему преодолеть все жизненные преграды на пути к обретению настоящего призвания. Несмотря на сопротивление родителей, подвигавших к традиционной для семьи юридической карьере, Островский всегда хотел писать для театра.
В ходе лекции были освещены характерные черты российского театра середины XIX века, в котором началось творчество молодого Островского. В то время не было никакой режиссуры, актеры сами готовили и ставили пьесы, тратя не более 10 дней на репетиции. Непривычным было и внутреннее пространство театров. Так, на макете Малого театра того времени (из фонда Театрального музея имени А.Бахрушина), показанного в ходе лекции, видно, что в партере по соображениям пожарной безопасности не было стульев. Да и сами эти ложи заполняла не привилегированная публика, как привычно в наше время, а бедняки и студенты, вынужденные стоя сносить жар от падающих на них капель воска с огромных свечных люстр, освещавших помещение. Одни и те же типовые декорации использовались в десятках спектаклей, смеша наблюдательных зрителей. Театральный репертуар был небогат – переделки европейских комедий, водевили, мелодрамы и оперы. Почти совершенно отсутствовала национальная тематика.
Уже первыми постановками Островский сломал эту традицию. Героями его пьес стали простые люди – купцы, горожане, конторские служащие – и заговорили они со сцены обычным русским языком, понятным всем зрителям. Здесь оказались полезны жизненные наблюдения автора, вынесенные из службы мелким клерком в судах. Новаторство вначале дорого обошлось драматургу, зарождение творчества которого пришлось на пору усиления цензуры, как реакции властей на бурные события европейских революций 1848 года. В конце 1840-х годов годов Островский был официально обвинен в клевете на московское купечество и некоторое время писал исключительно в «стол».
Аудитория узнала о ведущих актерах из труппы Остовского. Так, П.М. Садовский сыграл 28 ролей в первых 29 постановках его пьес. Знаменитая театральная прима середины 19 века Л.П. Николина-Косицкая стала подлинной артистической музой Александра Николаевича. Именно ей принадлежала заглавная роль Катерины в пьесе «Гроза», поставленной в 1859 году и сделавшей молодого драматурга знаменитым.