Сергей Есенин: День в Кёнигсберге

Повод вспомнить Сергея Есенина заключается в том, что он побывал в нашем городе ровно век назад.

Повод вспомнить Сергея Есенина заключается в том, что он побывал в нашем городе ровно век назад. «Во власти  неистовой бури» 10 мая 1922 года началось путешествие по Европе и США, которое Сергей Есенин и его супруга, американская танцовщица Айседора Дункан, совершили вместе. Первым иностранным городом этого турне стал Кёнигсберг, куда звездная пара добралась на аэроплане совместного Русско-Германского общества воздушных сообщений «Дерулюфт».
Это было открытие воздушной линии между Москвой и Берлином с посадкой в Кёнигсберге. В каком-то смысле Есенин и Дункан стали первопроходцами. На посвященном поэту сайте esenin.ru размещена статья из рязанской газеты «Приокская правда» за 15 октября 1981 года, в которой в свою очередь приводится цитата из заметки столичной газеты «Рабочий», опубликованной в 1922 году и посвященной упомянутому выше событию: «До вчерашнего дня воздушные рейсы из Берлина в Москву были только первым опытом, первыми пробами. Вчера это уже был постоянный очередной рейс.
Утро было солнечное, но часов с восьми начал накрапыватъ дождик, скоро, однако, разогнанный ветром. В 8.30 прибыли летчики, механики и пассажиры, а также провожающие. Аппарат с виду точно игрушечка. Каюта, в которую ведет дверь с каретными окнами, похожа на вместилище старинных дилижансов: друг против друга два мягких дивана на 6 мест. Написано на немецком и русском языках: «Собственность Российской Республики». Вес аппарата — 92 пуда (пуд – чуть больше 16 кг. – Прим. авт.), грузоподъемность — 56 пудов. Летчики берут с собой на это путешествие 27 пудов бензина». 
Перелет из Москвы занял 11 часов. При этом пришлось делать две остановки – в Смоленске и Полоцке. «По свидетельству подруги Дункан М. Дести, во время полета самолет не раз оказывался во власти неистовой бури, и путешественники «чудом избежали несколько серьезных аварий», – пишут в работе «Россияне в Восточной Пруссии» (16+) калининградские историки Юрий Костяшов и Геннадий Кретинин.
Летательный аппарат принял построенный в 1919 году первый гражданский аэропорт в Девау, здание которого спроектировал архитектор Ханнс Хопп. 



Пирог с луком  В честь столетия посещения знаменитостями Кёнигсберга Калининградский областной историко-художест-венный музей (КОИХМ) и Государственный музей-заповедник Есенина в селе Константиновка Рязанской области организовали на средства гранта Российского фонда культуры выставку «Сергей Есенин: «Я расскажу тебе про свою жизнь…» (6+). Открылась она 3 сентября в Музее Кристионаса Донелайтеса (он является филиалом КОИХМ. – Прим. авт.) в поселке Чистые Пруды Нестеровского района. 
– Из Калининграда поступило предложение посотрудничать, и я с радостью согласился, – рассказал директор Музея-заповедника Есенина Борис Иогансон. – Мы проделали за короткий срок серьезную работу – организовали две выставки. Первую планшетную – в Калининграде (в КОИХМ. – Прим. авт.). И вторую – там, где жил великий литовский поэт Кристионас Донелайтис. 
По словам Бориса Иогансона, последнего с Есениным роднит то, что он тоже певец родной природы и земли. 
Церемония открытия прошла тепло, можно сказать, по-домашнему. Сотрудники музея напоили гостей чаем из местных трав и накормили лушником – пирогом с репчатым луком. Говорят, это было одно из самых любимых блюд Сергея Есенина. Если это так, то в еде Сергей Александрович понимал, пожалуй, не хуже, чем в стихосложении. 
На самой выставке представлено много любопытных экспонатов. Например, бубен Айседоры Дункан, шляпа-котелок и перчатки Сергея Есенина, а также прижизненные книги поэта, рукописи, копии редких фотографий, картины рязанских художников. В общем, поклонники поэтического дара самородка из села Константиновка должны быть довольны. 


Директор Музея-заповедника Есенина  в Константиновке Борис Иогансон рад, что выставка организована там, где жил знаменитый литовский поэт Кристионас Донелайтис 

Сплошной фокстрот В Калининграде ходит много мифов о пребывании здесь Есенина. В частности, что он-де ночевал в модном «Парк-отеле» у Замкового пруда. То же самое говорили, между прочим, и о Маяковском. Будто он тоже снимал там номер. Одно время об этом даже сообщала висевшая на здании – сейчас это офисный центр – табличка. 
Но это, конечно, неправда. «Парк-отель», проект которого сделан уже упоминавшимся мастером стиля баухаус Ханнсом Хоппом, открылся только в 1929 году – задолго до двух визитов Маяковского в Кёнигсберг в 1923-м и 1925-м. У Есенина, побывавшего здесь еще до «горлана и главаря», шансов оценить сервис этой гостиницы было, как вы понимаете, еще меньше.
Так что же делал Сергей Александрович в Кёнигсберге? Где гулял? В каком ресторане обедал? 
К сожалению, историки этого пока не выяснили. Известно только, что вечером 11 мая он вместе с Айседорой сел в поезд и отправился в Берлин. 
Понравилось ли Есенину в Кёнигсберге? Трудно сказать. Но, похоже, от поездки в целом он был не в восторге. В частности, от Германии. В упомянутой выше книге калининградских историков Костяшова и Кретинина приводится фрагмент письма поэта друзьям: «Что сказать мне об этом ужаснейшем царстве мещанства, которое граничит с идиотизмом? Кроме фокстрота, здесь почти ничего нет. Здесь жрут и пьют, и опять фокстрот. Человека я почти еще не встречал и не знаю, где им пахнет… Здесь все выглажено, вылизано и причесано так же почти, как голова Мариенгофа (известный писатель и поэт, друг Есенина. – Прим. авт.)».
В искренности Есенина сомневаться трудно, но, кто знает, может, такой настрой был связан с тем, что во время поездки у него весьма непросто складывались отношения с Айседорой Дункан. Ссора следовала за ссорой, скандал за скандалом. Не говоривший по-английски Есенин переживал, что на Западе его рассматривают как некое приложение к знаменитой супруге. Дункан, в свою очередь, не нравились алкогольные излишества русского поэта. Да и других проблем хватало. 
Путешествие завершилось в Москве 3 августа 1923 года. Вскоре после этого Айседора Дункан уедет за границу без Есенина, и брак распадется. Выставка, поводом которой стал их совместный прилет в Кёнигсберг, будет работать в Чистых Прудах до 20 ноября.


Любимый пирог Сергея Есенина под названием «лушник» многим приехавшим в Чистые Пруды тоже пришелся по вкусу
текст

Кирилл Синьковский фото
Кирилл Синьковский

Последние новости

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Муроме, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *