«Щелкунчик и другие истории»: в Музее изобразительных искусств открылась новогодняя выставка
В Музее изобразительных искусств открылась выставка «Щелкунчик и другие новогодние истории».
В Музее изобразительных искусств открылась выставка «Щелкунчик и другие новогодние истории». Интерпретацию знаменитой повести-сказки Э. Т. А. Гофмана представили художники из Москвы и Санкт-Петербурга. Дополняют экспозицию тематические фотозоны, которые помогают почувствовать приближение праздника. Корреспондент Калининград.Ru побывал на открытии выставки и проникся новогодним настроением.
«Давайте сфотографируемся?» — девушка в сотканном из кружевных лоскутов платье вытягивает кого-то из толпы. Это прелестная Мари радует гостей Музея изобразительных искусств. Её брат Фриц приветствует входящих в просторный красный зал: на ёлке переливается гирлянда, а совсем рядом крадётся Мышиный король и отважно возвышается Щелкунчик. «Да, давайте сделаем фото, пока свет есть!» — посмеиваются собравшиеся.
Выставка «Щелкунчик и другие новогодние истории» началась в истинно гофмановском духе: во всём микрорайоне рядом с музеем отключили свет. Появился он за несколько минут до открытия — и только в учреждении культуры. «Я даже был немножко разочарован, потому что можно было бы на эту тему пофантазировать. И совершенно точно Гофман не был бы растерян, потому что он бы потребовал свечи, достал скрипку, и было бы замечательно», — комментирует художник Антон Ломаев.
Создавать новогоднее и рождественское настроение вместе с «Щелкунчиком» становится традицией Музея изобразительных искусств. В прошлом году, например, посетители проходили путь произведения от сказки к балету. Не зря начало зимы — по-настоящему гофмановский месяц. 16 декабря 1816 года впервые была напечатана повесть-сказка, а в декабре 1892-го состоялась премьера «Щелкунчика» на сцене Мариинского театра.
«Сказка была написана чуть больше чем за месяц. Критика приняла её неудачно, отклики были неудачные, не очень понравилось. Я думаю, что Гофман не представлял, что именно эта сказка станет и его самым знаменитым произведением, и самой знаменитой рождественской сказкой во всём мире, и в балетном переложении будет иметь такой успех», — отмечает писатель, организатор фестиваля «Русский Гофман» Борис Бартфельд.
Эта выставка передаёт атмосферу праздника. Праздник, Новый год, традиционно связан с этим прекрасным балетом. И это не секрет, что произведение Гофмана стало популярно благодаря музыке Чайковского, — подчёркивает директор музея Галина Заболотская.
Открывают основную часть выставки иллюстрации художника Антона Ломаева, который прилетел на открытие из Москвы. Автор на год погрузился в мир Гофмана: читал его произведения, биографии, воспоминания. Он даже написал текст, который включили в издание. «Мне казалось, что наполнен Гофманом до краёв», — признаётся Ломаев.
Такой скрупулёзный подход к делу позволил создать собственный сказочный, во многом воображаемый мир, но с абсолютно точными деталями: например, Щелкунчик носит не треуголку, а шапочку рудокопа. В работах Ломаева чувствуется сильная академическая база, но при этом они необычайно легки и непосредственны. И насколько бы подробно ни были прописаны город или убранство комнаты, они только разжигают фантазию, завлекают лёгкими штрихами куда-то вглубь рисунка — и кажется, что тёплый свет уже падает не только на лицо Мари, но и твоё собственное.
Интересно, что Антон Ломаев решил специально не приезжать в Калининград во время работы над книгой. «Рассудил так: если я прилечу в город — а я, конечно же, знал, то это немножко другой город по ряду обстоятельств — наверное, я получу свежее впечатление, и оно будет слишком меня привязывать к тому, что я увидел. Поэтому весь мой город выдуманный. Но самое удивительное, что сейчас снег в городе — и на самом деле очень много общего», — рассказывает художник. И правда, неожиданно зимний Калининград перекликается с воображаемым сказочным городом — и теперь совпадают даже льдины на реке.
В художественное пространство изящно вплетаются предметы быта. Деревянная лошадка словно сошла с одной из иллюстраций, чтобы попозировать для снимка и вскоре вернуться обратно. Это одна из фотозон, она же часть экспозиции. «Мы соединили высокое и обыденное в одном проекте — и нам понравилось», — улыбается Галина Заболотская.
Антон Ломаев приехал в Калининград с младшим сыном Максимом. И следующий зал выставки называется «Детство Максима». Здесь представлены живописные работы московского художника Максима Митлянского. Они напрямую не связаны с «Щелкунчиком», но отправляют в метафорическое путешествие в мир детских воспоминаний.
Масштабные полотна, образующие полиптихи, так заполняют пространство, что кажется: ты опять в коридоре играешь в прятки, над головой висит велосипед, а на обоях проступает орнамент — геральдические лилии, местами стёршиеся то ли от времени, то ли от несовершенства памяти. С картин сходят плюшевые медведи — и залезают на венский стул в зале, в углу притаились напольные часы, а на столах расположились сервизы Императорского фарфорового завода.
Щелкун, Человечек-щелкач, Щёлкатель орехов — как только не переводили имя заглавного героя. Только к моменту, когда Пётр Чайковский взялся за написание балета, Зинаида Журавская придумала изящное имя Щелкунчик. Третий зал выставки — театральный.
В своих эскизах Мара Уварова отталкивается от классической советской постановки Григоровича — Вирсаладзе. Особое внимание художница уделяет пластике артистов: каждая мышь изящно тянет стопу, у главных героев движения проработаны вплоть до мизинчиков. Здесь же представлены эскизы Марины Азизян. Они завораживают сюрреалистичностью и игрой с формами. Соединяет пространство воедино костюм Виктории Рыбаковой: она создала его этим летом в Калининграде и подарила музею.
«Тихо! Идёт репетиция!» Именно так называется серия молодой художницы Алисы Юфы. Иллюстратор приглашает заглянуть в закулисье: где мыши и Щелкунчик стоят в очереди в буфет, о чём-то размышляют на перекуре и внимательно слушают режиссёра. Графические работы наполнены юмором и тонкими психологическими деталями. И хотя серия призывает соблюдать тишину, сделать это сложно: в зале расположилась очередная фотозона с ёлкой, диванчиком и книжным шкафом.
Кажется, что на этом выставка заканчивается. Но впечатление обманчиво. Вся галерея отведена под работы Ольги Ионайтис. Её иллюстрации наполнены ароматом марципанов, хвои и мандаринов. Трогательная тональность рисунков передаёт ощущение праздника и предвкушение чудес. И этому настроению невозможно сопротивляться.
Гофман везде свой. Во все времена, во всех культурах он находит своё особенное место. Он тысячей нитей связан с русской культурой, с нашей великой музыкой, балетом, кино, а главное — с литературой, — заключает Борис Бартфельд.
В рамках выставки также работает мастерская Щелкунчика. Гости могут создать собственную игрушку, раскрасив заранее подготовленную деревянную фигурку. А чтобы полностью погрузиться в праздничную атмосферу, стоит заглянуть на выставку «Рождество в стране моей», наполненную зимними пейзажами и перезвоном колоколов.
Щелкунчик в этом году погружает в действительно праздничную атмосферу. Но это не пустое веселье, а особые новогодние истории, в которых есть над чем подумать, что вспомнить — и даже где сфотографироваться. И на редкость зимний декабрь только благоволит этому, стирая грань между сказочным городом Гофмана и заснеженным Калининградом. Выставка будет работать до 22 января. Стоимость взрослого билета — 250 рублей, студенческого — 150, школьного и пенсионного — 100.
Анжелика Кубряк