«Не только живопись, но и история»: в Калининграде открывается выставка «Сокровища музеев России»

Фото: Музей изобразительных искусств В среду, 12 июня, в Музее изобразительных искусств в рамках нацпроекта «Культура» откроется одна из экспозиций «Сокровища музеев России».

Фото: Музей изобразительных искусств

В среду, 12 июня, в Музее изобразительных искусств в рамках нацпроекта «Культура» откроется одна из экспозиций «Сокровища музеев России». Калининград вместе с Тюменью даст старт выставке, и дальше она проследует по регионам страны. Всего зрители смогут увидеть около 50 работ в хронологическом порядке от XVIII до конца XX века.

В Музее изобразительных искусств кипит работа: одни замеряют, куда вешать картину, другие реставрируют полотно, третьи проверяют текст с информацией о живописи XIX века. Дело в том, что из-за проблем с паромами картины из проекта «Сокровища музеев России» привезли только 10 июня. При условии, что открытие выставки (как и масштабный запуск этого проекта в рамках всей России) назначено на 12 июня. Впрочем, как калининградские, так и федеральные организаторы показывают высший класс и выходят на финишную прямую всех подготовлений.

В ноябре 2018 года в выставочном зале «Манеж» показали экспозицию «Сокровища музеев России». Тогда 50 региональных музеев предоставили самые интересные произведения из своих коллекций. Её посещаемость достигла первой позиции рейтинга среди 50 конкурирующих выставок и составила рекордные 250 тысяч посетителей за 19 дней проведения. Именно благодаря такому успеху и отклику публики «Сокровища музеев России» вошли в национальный проект «Культура». Кураторская группа со специалистами из Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» и Патриаршего совета по культуре и во главе с директором Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой собрали картины, которые отражают всё разнообразие и при этом единство России.

Всего для проекта собрали три экспозиции. Так, в Калининграде представят около 50 работ — и все они отражают не только живописное развитие страны, но и историческое. Не зря выставку при всём разнообразии жанров выстроили именно в хронологическом порядке. Вот XVIII век — и мы можем говорить о дворцовых переворотах, XIX — об освобождении крестьян и реформах Александра II, следом — о революциях, о социальных и культурных изменениях в стране, о соцреализме и отходу от него. «По живописи очень несложно обратить внимание на основные эпохи и на то, как наша страна в целом развивалась и как это находило отклик в живописи», — подчёркивает научный редактор проекта «Россия — моя история» Иван Привалов.

Он рассказывает, что зачастую самые маленькие музеи и галереи хранят настоящие жемчужины изобразительного искусства. «Мы стремились показать, что сокровища российской живописи находятся не только в двух столицах, но и по всей стране», — объясняет Привалов. При этом эксперт отмечает, что основной трудностью для реализации этой задумки был вопрос транспортировки по всей стране, но его удалось решить. Также некоторым картинам требовалась реставрация, но в основном косметическая.

«Мы благодарны Музею изобразительных искусств, который предоставил площадку в уникальном здании биржи. Думаю, выставка будет пользоваться популярностью у жителей Калининграда и многочисленных туристов, которые сюда приезжают», — заявляет директор департамента музеев Минкульта РФ Владислав Кононов. «Что касается оценки работы, то для меня главная оценка — оценка посетителей. Надо немного подождать, посмотреть, и я уверен, что эта выставка будет пользоваться не меньшим спросом у жителей Калининграда, чем выставка в „Манеже" в Москве [у москвичей]», — заключает чиновник.

Что же касается самого Музея изобразительных искусств, то для него участие в подобном проекте кажется закономерным и логичным. Именно Художественная галерея когда-то инициировала программу «Художественные музеи России в Калининграде».

Благодаря масштабным и регулярным временным выставкам калининградцы смогли познакомиться с отечественными и зарубежными шедеврами. «Но эта выставка прецедентна не только для Калининградской области, но и для всей России. Впервые так масштабно в рамках одной концепции и одной экспозиции собраны работы из региональных российских музеев с далеко не провинциальными коллекциями по своему составу и качеству», — признаётся директор Музея изобразительных искусств Галина Заболотская.

Кроме того, выставка важна для музея и в долгосрочной перспективе. Благодаря работе над экспозицией уже удаётся налаживать необходимые связи с Третьяковской галереей, а с учётом скоро прихода этой институции в Калининград подобные контакты пойдут на пользу не только специалистам, но и всем жителям области. Так, галерея уже вручила музею три картины, которые не последуют по маршруту, а останутся в регионе.

Как обещает Галина Заболотская, теперь крупные проекты «пойдут нон-стоп». После «Сокровищ музеев России» в Калининград из Русского музея приедет выставка Анны Остроумовой-Лебедевой, а Эрмитаж представит выставку «Встреча двух императоров» об эпохе Наполеона и Александра I (есть вероятность, что историк моды Александр Васильев также представит часть своей коллекции для этого проекта).

На выставке посетители найдут как мультимедийное сопровождение, так и привычные экскурсии. А научный редактор проекта «Россия — моя история» Иван Привалов подсказывает, на какие картины стоит обратить внимание в первую очередь.

Фёдор Рокотов, «Портрет великой княжны Александры Павловны»

В первом зале посетители увидят много портретов. Среди них и изображение великой княжны Александры Павловны кисти знаменитого портретиста Фёдора Рокотова. Так получилось, что отец великой княжны Павел I подписал акт о наследовании престола исключительно мужчинами. Если бы не это, то с большой долей вероятности мы бы смотрели на портрет не княжны, а главы государства. Тем более что Александра Павловна была любимицей своей бабушки Екатерины II (несмотря на то, что поначалу императрица считала, что та «ни рыба ни мясо»).

Иван Крамской, «Книги одолели»

Во втором зале стоит особое внимание уделить работе Ивана Крамского, основателя товарищества передвижников. Художественное объединение целенаправленно противопоставляло себя академистам. И портрет девочки (а не видного политического деятеля), которая спит в платье не по размеру и со сбившимися волосами (а не позирует в идеальном наряде), во многом является программной работой для Крамского. «Всё, что здесь запечатлено, — вызов классической живописи», — подчёркивает Иван Привалов.

Илья Репин, «Портрет Леонида Андреева»

В третьем зале особенно примечателен портрет друга Ильи Репина, писателя Леонида Андреева. Ярко-красная рубаха отсылает к рассказу Андреева «Красный смех» об ужасах войны. Кроме того, композиция, манера мазка и цветовые контрасты как нельзя лучше передают дерзкий характер писателя.

Наталья Гончарова, «Пейзаж с козой»

В этом же зале на стороне авангардистов можно найти «Пейзаж с козой» Натальи Гончаровой. Одна из самых «дорогих» художниц в мире всегда вызывает к себе интерес, а яркие работы неминуемо привлекают внимание как специалистов, так и простых зрителей.

Александр Лактионов, «Письмо с фронта»

В разделе, посвящённом соцреализму, невозможно пройти мимо «Письма с фронта» Александра Лактионова. Это авторская копия, которая хранится в Музее изобразительных искусств. Эту картину оценили не только простые советские граждане, но и руководство страны. Именно за «Письмо с фронта» Лактионов получил Сталинскую премию первой степени, а вместе с ней и финансовую независимость, столь необходимую любому художнику.

Борис Лавренко, «Русь»

В последнем зале особое внимание привлекает картина, которая тоже хранится в Калининграде. Полотно Бориса Лавренко олицетворяет всё, что приходит в голову при слове «Русь» — пасторальный пейзаж, сакральность и умиротворённость. Это — картина-мечта, картина-идиллия, которую создал человек, который прошёл войну и тяжёлые моменты в советской истории.

Выставка «Сокровища музеев России» пройдёт с 12 по 28 июля. Вход свободный.

Фото: Музей изобразительных искусств

Анжелика Кубряк

Последние новости

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Асбесте

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *