«Мы чувствуем по-другому»: в Светлогорске отпраздновали 100-летие российского джаза (фоторепортаж)
В «Янтарь-холле» отметили 100-летие российского джаза — на сцене выступили Лариса Долина, Игорь Бутман, Олег Аккуратов, Дмитрий Крамер и другие отечественные звёзды направления.
В «Янтарь-холле» отметили 100-летие российского джаза — на сцене выступили Лариса Долина, Игорь Бутман, Олег Аккуратов, Дмитрий Крамер и другие отечественные звёзды направления. «Клопс» пообщался с некоторыми из них и выяснил, в чём особенность этого жанра в России.
«Сто лет российскому джазу — это большое важное событие для всех нас, чтобы ещё раз заявить, что у нас есть этот джаз. Он профессионально появился благодаря калининградской филармонии в первую очередь», — рассказал Игорь Бутман.
Фото: Александр Подгорчук / «Клопс»Рассказывая о зарождении жанра в советский период Лариса Долина отмечает: большинство композиторов, которые в то время писали музыку, воспитывались на джазе.
«Любая советская песня легко может стать джазовым стандартом, потому что любую песню можно аранжировать в джазовой стилистике», — добавляет певица.
Даниил Крамер, пианиста и Народного артиста России, на формирование этого жанра в ССР смотрит слегка по-другому. Он считает, что до 70-х годов прошлого века шёл период накопления информации, которая тогда была в ограниченном количестве. Дунаевский, Утёсов работали под влиянием джаза, но он был ещё «вторичным». А вот начиная с 80-х информации стало больше, началась реализация накопленного.
«То, что можно называть отечественной джазовой музыкой, начинает приобретать своё лицо. Мы чувствуем по-другому и слава богу, что это так. В отечественном джазе самое главное достижение — это то, что можно произносить отныне слова «российский джаз». Он действительно начал формироваться», — объясняет музыкант.
Фото: Александр Подгорчук / «Клопс»Тем не менее вряд ли можно назвать весь российский джаз одинаковым. В США жанр сильно отличается характером в зависимости от штата. Так и здесь — у каждого региона, а иногда и города свои оттенки. Игорь Бутман рассказал, что существует башкирский, казанский джаз, свои узнаваемые интонации вы услышите и в Саранске. В Туве, кроме стандартных инструментов, используют горловое пение, в кавказских регионах свой ритм и перкуссия, в Москве пытаются раздвинуть рамки традиций с помощью более современного и прогрессивного звучания, а в Питере музыканты более консервативны.
«У нас даже появился джаз на национальных инструментах. <...> Ансамбли используют курай, варган, ударные инструменты. И мы видим только 10% процентов от того, что происходит», — поделился Бутман.
Фото: Александр Подгорчук / «Клопс» Авторы: Александр Подгорчук, Лейла Разина