«Мои снимки скорее позитивные»
Дмитрий Марков – один из наиболее известных российских фотографов. Инстаграм Маркова с повседневной жизнью России получил грант фотоагентства «Getty images», и на него подписано 430 тысяч человек.
Дмитрий Марков – один из наиболее известных российских фотографов.
Инстаграм Маркова с повседневной жизнью России получил грант фотоагентства «Getty images», и на него подписано 430 тысяч человек. Осенью фотограф два месяца провел в Калининграде. Дмитрий выступил куратором первой арт-резиденции проекта местного Союза фотохудожников «Кантианские традиции в культурном пространстве Калининграда». Под его руководством семь непрофессиональных художников снимали документальные проекты и в ноябре представили их на выставке «Просвещение» (0+) в арт-пространстве «Ворота».
Мы поговорили с Дмитрием об этом опыте, о том, может ли фотография приносить деньги и почему люди покупают его далеко не интерьерные снимки.
Уровень — последняя работа
– У вас выставки в Париже, Нью-Йорке. Почему за границей интересна повседневная Россия?
– Сам задаюсь этим вопросом. Меня часто обвиняют в «чернухе», в том, что выставляю Россию с неприглядной стороны. Но у меня нет задачи кого-то очернить. Просто показываю жизнь такой, какая есть. Моих героев — большинство, как и спальных районов. Мои снимки скорее позитивные. В том, что привычно отталкивает, ищу красоту.
Лет 12 назад я ездил с разными организациями по детским домам, больницам, приютам. Из Подмосковья (родился и вырос Дмитрий в г. Пушкино. – Прим. авт.) переехал в Псков — несколько лет работал помощником воспитателя в поселении, где живут ребята из детдома. Снимал их — и многие говорили, что парни получаются героическими. Я и правда видел в них это: они прошли через жесткий опыт и при этом сохранили в себе важные человеческие качества — например, желание заботиться о младших и т. п. Меня это восхищало.
– Выставки – это возможность себя показать?
– Это раньше нужны были посредники, а теперь к аудитории можно выйти через соцсети. Основная задача выставок — продажа отпечатков коллекционерам.
– Кстати, об Инстаграме: недавно вы отключили комментарии к снимкам.
– Были неприятные комментарии, которые касались героев — те расстраивались и просили убрать фото. За людей обидно, сам-то я давно не реагирую на чужие высказывания. Когда учился у фотохудожника Александра Лапина, он говорил, что, если повезет, однажды можно прийти к состоянию, когда не важна реакция окружающих, конкурсы, признание. Сейчас не нуждаюсь ни в похвале, ни в критике — больше и жестче, чем я сам, с меня никто не потребует.
– То есть раньше для вас были важны доказательства успешности, а теперь нет?
– Да. В жизни не так много того, что доставляет удовольствие, а фото меня радует уже 15 лет каждый день. Когда получается картинка, испытываю такой же восторг, как в начале. Для меня это основной критерий успешности.
Мне кажется, если много внимания уделять конкурсам и другим статусным вещам, можно потеряться. Наблюдаю за коллегами, которые годами носятся с одной и той же серией работ... Кто-то из спортсменов сказал: ты хорош настолько, насколько удачен твой последний бой. С фото так же. Твой уровень — это твоя последняя работа.
Серебренников и кино
– На встречах с калиинградцами вы говорили о «творчестве» и «коммерции». Это разные вещи?
– Мне повезло, что в моей жизни это одно и то же. Но так было не всегда. Я начинал как журналист и радовался, что в 21 год попал в штат федерального еженедельника. Но потом понял, что на самом деле, не успев поэкспериментировать, встал за станок. Уволился и пообещал, что новое увлечение — фото – не станет профессией ради заработка. Конечно, когда на старте оказывался без копейки, снимал разное. Но как появились финансы — перестал и до сих пор не соглашаюсь ни за какие гонорары на то, что не нравится. Это не снобизм: боюсь убить увлеченность фотографией.
– Выставки, конкурсы не сильно интересуют как продвижение. А книги? Вы издали уже две.
– Сделать первую уговорил Кирилл Серебренников (известный режиссер театра и кино. — Прим. авт.). Принято считать, что Инстаграм — это что-то эфемерное, а бумага — фундаментальное. Сам так не думаю, реальность изменилась. Но все же решил издать сборники.
– Сейчас как раз с Серебренниковым работаете?
– Да, снимаю его работу над новой картиной по книге «Петровы в гриппе и вокруг него». Это не первая встреча с кино: были съемки в Карелии, Кабардино-Балкарии. Это новый опыт и шанс посотрудничать с людьми, по-хорошему одержимыми, увлеченными.
Пригласили в Сибирь
– Вы два месяца провели в Калининграде, серию снимков отсюда опубликовал Esquire. Каким запомнился город?
– Каким его увидел, показал на выставке: отобрал для нее сюжеты, которые повторяются в других городах. Так, спальные районы Калининграда ничем не отличаются от таких же мест в Иркутске или Свердловске. В этом наша похожесть. А вообще страна очень разная — интересно ее узнавать.
– Если куда-то зовут бесплатно, приезжаете?
– Помогаю благотворительным фондам, порталу «Такие дела». Зависит от идеи. Недавно парень написал: «Приезжай в Сибирь». Сам из Питера, перебрался в деревушку в тайге — и создал там театр, чтобы чем-то занять молодежь, помочь им. Зовет поснимать, чтобы много людей увидели этот проект и, может, поддержали его. Собираюсь добраться до него зимой.
Справка «СК»
Дмитрий Марков – 37 лет, российский фотограф, обладатель Гран-при «Серебряная камера» и PhotoPhilanthropy Activist Awards. Сотрудничает со многими благотворительными организациями, публикуется в Esquire, National Geographic и других изданиях.
текст
Оксана Сазонова
Инстаграм Маркова с повседневной жизнью России получил грант фотоагентства «Getty images», и на него подписано 430 тысяч человек. Осенью фотограф два месяца провел в Калининграде. Дмитрий выступил куратором первой арт-резиденции проекта местного Союза фотохудожников «Кантианские традиции в культурном пространстве Калининграда». Под его руководством семь непрофессиональных художников снимали документальные проекты и в ноябре представили их на выставке «Просвещение» (0+) в арт-пространстве «Ворота».
Мы поговорили с Дмитрием об этом опыте, о том, может ли фотография приносить деньги и почему люди покупают его далеко не интерьерные снимки.
Уровень — последняя работа
– У вас выставки в Париже, Нью-Йорке. Почему за границей интересна повседневная Россия?
– Сам задаюсь этим вопросом. Меня часто обвиняют в «чернухе», в том, что выставляю Россию с неприглядной стороны. Но у меня нет задачи кого-то очернить. Просто показываю жизнь такой, какая есть. Моих героев — большинство, как и спальных районов. Мои снимки скорее позитивные. В том, что привычно отталкивает, ищу красоту.
Лет 12 назад я ездил с разными организациями по детским домам, больницам, приютам. Из Подмосковья (родился и вырос Дмитрий в г. Пушкино. – Прим. авт.) переехал в Псков — несколько лет работал помощником воспитателя в поселении, где живут ребята из детдома. Снимал их — и многие говорили, что парни получаются героическими. Я и правда видел в них это: они прошли через жесткий опыт и при этом сохранили в себе важные человеческие качества — например, желание заботиться о младших и т. п. Меня это восхищало.
– Выставки – это возможность себя показать?
– Это раньше нужны были посредники, а теперь к аудитории можно выйти через соцсети. Основная задача выставок — продажа отпечатков коллекционерам.
– Кстати, об Инстаграме: недавно вы отключили комментарии к снимкам.
– Были неприятные комментарии, которые касались героев — те расстраивались и просили убрать фото. За людей обидно, сам-то я давно не реагирую на чужие высказывания. Когда учился у фотохудожника Александра Лапина, он говорил, что, если повезет, однажды можно прийти к состоянию, когда не важна реакция окружающих, конкурсы, признание. Сейчас не нуждаюсь ни в похвале, ни в критике — больше и жестче, чем я сам, с меня никто не потребует.
– То есть раньше для вас были важны доказательства успешности, а теперь нет?
– Да. В жизни не так много того, что доставляет удовольствие, а фото меня радует уже 15 лет каждый день. Когда получается картинка, испытываю такой же восторг, как в начале. Для меня это основной критерий успешности.
Мне кажется, если много внимания уделять конкурсам и другим статусным вещам, можно потеряться. Наблюдаю за коллегами, которые годами носятся с одной и той же серией работ... Кто-то из спортсменов сказал: ты хорош настолько, насколько удачен твой последний бой. С фото так же. Твой уровень — это твоя последняя работа.
Серебренников и кино
– На встречах с калиинградцами вы говорили о «творчестве» и «коммерции». Это разные вещи?
– Мне повезло, что в моей жизни это одно и то же. Но так было не всегда. Я начинал как журналист и радовался, что в 21 год попал в штат федерального еженедельника. Но потом понял, что на самом деле, не успев поэкспериментировать, встал за станок. Уволился и пообещал, что новое увлечение — фото – не станет профессией ради заработка. Конечно, когда на старте оказывался без копейки, снимал разное. Но как появились финансы — перестал и до сих пор не соглашаюсь ни за какие гонорары на то, что не нравится. Это не снобизм: боюсь убить увлеченность фотографией.
– Выставки, конкурсы не сильно интересуют как продвижение. А книги? Вы издали уже две.
– Сделать первую уговорил Кирилл Серебренников (известный режиссер театра и кино. — Прим. авт.). Принято считать, что Инстаграм — это что-то эфемерное, а бумага — фундаментальное. Сам так не думаю, реальность изменилась. Но все же решил издать сборники.
– Сейчас как раз с Серебренниковым работаете?
– Да, снимаю его работу над новой картиной по книге «Петровы в гриппе и вокруг него». Это не первая встреча с кино: были съемки в Карелии, Кабардино-Балкарии. Это новый опыт и шанс посотрудничать с людьми, по-хорошему одержимыми, увлеченными.
Пригласили в Сибирь
– Вы два месяца провели в Калининграде, серию снимков отсюда опубликовал Esquire. Каким запомнился город?
– Каким его увидел, показал на выставке: отобрал для нее сюжеты, которые повторяются в других городах. Так, спальные районы Калининграда ничем не отличаются от таких же мест в Иркутске или Свердловске. В этом наша похожесть. А вообще страна очень разная — интересно ее узнавать.
– Если куда-то зовут бесплатно, приезжаете?
– Помогаю благотворительным фондам, порталу «Такие дела». Зависит от идеи. Недавно парень написал: «Приезжай в Сибирь». Сам из Питера, перебрался в деревушку в тайге — и создал там театр, чтобы чем-то занять молодежь, помочь им. Зовет поснимать, чтобы много людей увидели этот проект и, может, поддержали его. Собираюсь добраться до него зимой.
Справка «СК»
Дмитрий Марков – 37 лет, российский фотограф, обладатель Гран-при «Серебряная камера» и PhotoPhilanthropy Activist Awards. Сотрудничает со многими благотворительными организациями, публикуется в Esquire, National Geographic и других изданиях.
текст
Оксана Сазонова
Последние новости
На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Асбесте, включая прогнозы на ближайшие дни и часы