Михаил Салес: «Больше всего я люблю тишину в зрительном зале!»
В Год театра режиссер Калининградского областного театра драмы Михаил Салес отмечает 55-летие творческой деятельности.
В Год театра режиссер Калининградского областного театра драмы Михаил Салес отмечает 55-летие творческой деятельности.
Новый театральный сезон 21 сентября открывается как раз постановкой юбиляра – исторической мелодрамой «Королевская свадьба» (16+) по пьесе местного автора Анны Бейнер. Об особенностях этого спектакля и о своем взгляде на театр режиссер рассказал корреспонденту «СК».
Приверженец Станиславского
– Михаил Абрамович, чем вас так заинтересовали интриги семейства Валуа в «Королевской свадьбе» (16+)?
– Прежде всего меня заинтересовал сам Валуа – великолепный образ! Что касается пьесы, то в ней есть бесценное для меня как для постановщика свойство: она непредсказуема. Действие происходит в XIV веке, когда мир то и дело был на грани войны. Сегодня мир на грани войны тоже. Люди так любят друг друга убивать! Знаете, в свои 72 года я с большим вниманием подхожу к вопросам жизни и смерти… Не буду сейчас открывать все карты, скажу только, что в этом спектакле есть поворот, который, к сожалению, бывает только в сказке. Хотя все, что происходит в театре, это сказка.
– Это, разумеется, костюмный спектакль?
– Разумеется. Не музейный – на это денег не хватит (смеется), но надо отдать должное великолепному художнику по костюмам Татьяне Анатольевне Стариковой, с которой я работаю лет 30, с Кирова еще. И пошивочный цех в театре уникальный. Так что костюмы произведут впечатление, как и вся сценография. Доскональный подход к оформлению спектакля – для меня норма. Не приемлю голую сцену с некой бездушной конструкцией. Как не приемлю сюр и эпатаж на сцене.
– Между тем представительной премии «Золотая маска» удостаиваются спектакли, в которых присутствуют именно озвученные вами составляющие.
– Я категорически против «Золотой маски». Я плохо отношусь к тому, чего не понимаю, потому меня и называют консерватором. «Золотая маска» ориентирована исключительно на авангард. А это всегда внешние изыски и пренебрежение содержанием. Конечно, можно выйти с голой задницей и вытащить ею из сцены гвоздь. Но при одном условии: без этого спектакль не может обойтись. А если это исключительно эпатаж, это бред, о котором даже неудобно всерьез рассуждать?
– Возможно ли найти золотую середину между театром представления, когда актеры – пешки в руках кукловода, и сценическим «нафталином»?
– Какие угодно ярлыки можно навесить, но если в зале есть 700 зрителей, значит, это им надо. Моего «Лорда Фаунтлерой» (12+) многие критиковали. При этом всегда полный зал! Да, я консерватор. На этой консервативности, на этом «нафталине» базируется весь великий русский театр. Знаете, какое действующее лицо я больше всего люблю в театре? Тишину в зале! Значит, зритель пришел на спектакль и растворился в происходящем на сцене. А сейчас моднее антураж. Разрисованная маска – вот к чему призывают многие современные школы. А как же движение души? А мимика, взгляды, паузы? Нельзя театр превращать в сплошную комедию дель арте. Нет, я приверженец системы Станиславского. Только когда публика увидит, что ей не врут, не строят рожи, она пойдет на спектакли.
Прошел все ступеньки
– Работа в каком из городов России (да и не только) максимально соответствовала понятию «творческая деятельность»?
– В Вятке, в советские времена называвшейся Кировом.
Я приехал туда по приглашению актером, а уехал в должности художественного руководителя. Именно в Кирове я совершенно случайно стал заниматься режиссурой. Сначала на малой сцене поставил пять спектаклей, а затем уже на большую сцену перекинулся. Вообще, в процессе работы в разных театрах я прошел по всем ступенькам, не перепрыгивая ни через одну. В Ташкенте даже ночной уборщицей был в театре, чтобы заработать деньги. И сегодня, когда ставлю спектакль, я знаю практически все нюансы: сколько времени требуется на создание декораций, как правильно смонтировать конструкцию либо покрасить деталь и т. д.
– А ведь у вас была и своя труппа в Израиле. Не жаль потраченных лет?
– В Израиле я создал театр «Цилиндр». Начинали впятером, а когда уезжал, нас было уже 19. Мы сами себя обслуживали, сами зарабатывали, а когда заработка не было, садились всей труппой и лепили пельмени. Сдавали в магазины, где их отлично покупали. Яркий был период жизни. Но, как ни странно, именно на чужбине я впервые понял, что такое антисемитизм. Был чужаком и для других, и для себя. Словно пришел в гости, а визит затянулся. Понял – пора домой…
Классика и хулиган
– Какой из поставленных вами спектаклей стал для вас знаковым?
– Я всю жизнь в театре обращался к классике. Потому что уверен: лучшего источника убеждения, прояснения душ сегодня нет. А «Ревизор» (12+) – одна из моих любимых пьес. Я ее из баловства когда-то поставил в авангардном ключе, а потом так себя за это ругал! Фабула «Ревизора» кажется мне абсолютно нетленной. Более того, она чрезвычайно созвучна с сегодняшним днем. Хлестакова раньше трактовали как жертву обсто-ятельств. А мне кажется, если сегодня молодого человека спутают с некой важной особой, он сделает это своим бизнесом и обогатится. Потому что у нас в государстве вор вором погоняет, и стоит только намекнуть, что ты можешь их разоблачить, как они тут же понесут взятки.
Интересный факт. Считается, что историю о прибытии ревизора Гоголю поведал Пушкин. Но ведь он написал эту пьесу спустя много лет, когда увидел картину «Гибель Помпеи». Когда я узнал об этом, сначала не уловил никакой связи между событиями. А потом понял: и картину, и пьесу объединяет одна мысль – Судный день…
– Невзирая на строгость ваших воззрений, мне почему-то кажется, что вы тот еще хулиган.
– Я действительно хулиган!
В формировании характера свою роль сыграли и детство в Ташкенте, и неспокойная студенческая юность. Но я знаю одно место, на котором нельзя хулиганить. Это сцена. Я говорю молодым артистам: «Обратите внимание: сцена на 50 сантиметров выше уровня зала. И эту высоту надо уважать и беречь».
Справка «СК»
Михаил Салес родился в 1946 г. в г. Добромиль (Украина). Окончил Ташкентский театрально-художественный институт. Параллельно учился в студии при Ташкентском академическом русском драматическом театре им. М. Горького. Около 8 лет был актером этого театра. Был актером Кишиневского русского драмтеатра, позднее работал в театре киноактера при киностудии «Молдова-фильм».
С 1976 по 1992 г. – актер, главный режиссер и худрук Кировского драматического театра. В 1992–1995 гг. – художественный руководитель Калининградского областного драматического театра.
С 1996 по 1999 г. – создатель и руководитель театра «Цилиндр» (Израиль). С 2008 г. – актер и режиссер Калининградского драмтеатра. Народный артист РФ.
Костюмы к спектаклю «Королевская свадьба» (16+) изготовлены в пошивочном цехе драмтеатра и произведут яркое впечатление
Новый театральный сезон 21 сентября открывается как раз постановкой юбиляра – исторической мелодрамой «Королевская свадьба» (16+) по пьесе местного автора Анны Бейнер. Об особенностях этого спектакля и о своем взгляде на театр режиссер рассказал корреспонденту «СК».
Приверженец Станиславского
– Михаил Абрамович, чем вас так заинтересовали интриги семейства Валуа в «Королевской свадьбе» (16+)?
– Прежде всего меня заинтересовал сам Валуа – великолепный образ! Что касается пьесы, то в ней есть бесценное для меня как для постановщика свойство: она непредсказуема. Действие происходит в XIV веке, когда мир то и дело был на грани войны. Сегодня мир на грани войны тоже. Люди так любят друг друга убивать! Знаете, в свои 72 года я с большим вниманием подхожу к вопросам жизни и смерти… Не буду сейчас открывать все карты, скажу только, что в этом спектакле есть поворот, который, к сожалению, бывает только в сказке. Хотя все, что происходит в театре, это сказка.
– Это, разумеется, костюмный спектакль?
– Разумеется. Не музейный – на это денег не хватит (смеется), но надо отдать должное великолепному художнику по костюмам Татьяне Анатольевне Стариковой, с которой я работаю лет 30, с Кирова еще. И пошивочный цех в театре уникальный. Так что костюмы произведут впечатление, как и вся сценография. Доскональный подход к оформлению спектакля – для меня норма. Не приемлю голую сцену с некой бездушной конструкцией. Как не приемлю сюр и эпатаж на сцене.
– Между тем представительной премии «Золотая маска» удостаиваются спектакли, в которых присутствуют именно озвученные вами составляющие.
– Я категорически против «Золотой маски». Я плохо отношусь к тому, чего не понимаю, потому меня и называют консерватором. «Золотая маска» ориентирована исключительно на авангард. А это всегда внешние изыски и пренебрежение содержанием. Конечно, можно выйти с голой задницей и вытащить ею из сцены гвоздь. Но при одном условии: без этого спектакль не может обойтись. А если это исключительно эпатаж, это бред, о котором даже неудобно всерьез рассуждать?
– Возможно ли найти золотую середину между театром представления, когда актеры – пешки в руках кукловода, и сценическим «нафталином»?
– Какие угодно ярлыки можно навесить, но если в зале есть 700 зрителей, значит, это им надо. Моего «Лорда Фаунтлерой» (12+) многие критиковали. При этом всегда полный зал! Да, я консерватор. На этой консервативности, на этом «нафталине» базируется весь великий русский театр. Знаете, какое действующее лицо я больше всего люблю в театре? Тишину в зале! Значит, зритель пришел на спектакль и растворился в происходящем на сцене. А сейчас моднее антураж. Разрисованная маска – вот к чему призывают многие современные школы. А как же движение души? А мимика, взгляды, паузы? Нельзя театр превращать в сплошную комедию дель арте. Нет, я приверженец системы Станиславского. Только когда публика увидит, что ей не врут, не строят рожи, она пойдет на спектакли.
Прошел все ступеньки
– Работа в каком из городов России (да и не только) максимально соответствовала понятию «творческая деятельность»?
– В Вятке, в советские времена называвшейся Кировом.
Я приехал туда по приглашению актером, а уехал в должности художественного руководителя. Именно в Кирове я совершенно случайно стал заниматься режиссурой. Сначала на малой сцене поставил пять спектаклей, а затем уже на большую сцену перекинулся. Вообще, в процессе работы в разных театрах я прошел по всем ступенькам, не перепрыгивая ни через одну. В Ташкенте даже ночной уборщицей был в театре, чтобы заработать деньги. И сегодня, когда ставлю спектакль, я знаю практически все нюансы: сколько времени требуется на создание декораций, как правильно смонтировать конструкцию либо покрасить деталь и т. д.
– А ведь у вас была и своя труппа в Израиле. Не жаль потраченных лет?
– В Израиле я создал театр «Цилиндр». Начинали впятером, а когда уезжал, нас было уже 19. Мы сами себя обслуживали, сами зарабатывали, а когда заработка не было, садились всей труппой и лепили пельмени. Сдавали в магазины, где их отлично покупали. Яркий был период жизни. Но, как ни странно, именно на чужбине я впервые понял, что такое антисемитизм. Был чужаком и для других, и для себя. Словно пришел в гости, а визит затянулся. Понял – пора домой…
Классика и хулиган
– Какой из поставленных вами спектаклей стал для вас знаковым?
– Я всю жизнь в театре обращался к классике. Потому что уверен: лучшего источника убеждения, прояснения душ сегодня нет. А «Ревизор» (12+) – одна из моих любимых пьес. Я ее из баловства когда-то поставил в авангардном ключе, а потом так себя за это ругал! Фабула «Ревизора» кажется мне абсолютно нетленной. Более того, она чрезвычайно созвучна с сегодняшним днем. Хлестакова раньше трактовали как жертву обсто-ятельств. А мне кажется, если сегодня молодого человека спутают с некой важной особой, он сделает это своим бизнесом и обогатится. Потому что у нас в государстве вор вором погоняет, и стоит только намекнуть, что ты можешь их разоблачить, как они тут же понесут взятки.
Интересный факт. Считается, что историю о прибытии ревизора Гоголю поведал Пушкин. Но ведь он написал эту пьесу спустя много лет, когда увидел картину «Гибель Помпеи». Когда я узнал об этом, сначала не уловил никакой связи между событиями. А потом понял: и картину, и пьесу объединяет одна мысль – Судный день…
– Невзирая на строгость ваших воззрений, мне почему-то кажется, что вы тот еще хулиган.
– Я действительно хулиган!
В формировании характера свою роль сыграли и детство в Ташкенте, и неспокойная студенческая юность. Но я знаю одно место, на котором нельзя хулиганить. Это сцена. Я говорю молодым артистам: «Обратите внимание: сцена на 50 сантиметров выше уровня зала. И эту высоту надо уважать и беречь».
Справка «СК»
Михаил Салес родился в 1946 г. в г. Добромиль (Украина). Окончил Ташкентский театрально-художественный институт. Параллельно учился в студии при Ташкентском академическом русском драматическом театре им. М. Горького. Около 8 лет был актером этого театра. Был актером Кишиневского русского драмтеатра, позднее работал в театре киноактера при киностудии «Молдова-фильм».
С 1976 по 1992 г. – актер, главный режиссер и худрук Кировского драматического театра. В 1992–1995 гг. – художественный руководитель Калининградского областного драматического театра.
С 1996 по 1999 г. – создатель и руководитель театра «Цилиндр» (Израиль). С 2008 г. – актер и режиссер Калининградского драмтеатра. Народный артист РФ.
Костюмы к спектаклю «Королевская свадьба» (16+) изготовлены в пошивочном цехе драмтеатра и произведут яркое впечатление
Последние новости
Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Рославле