«Любовью надо заниматься»: как прошло открытие 15-го фестиваля стран ЕС в Калининграде (фото)

В пятницу, 14 февраля, в Калининграде открылся юбилейный пятнадцатый фестиваль кино стран ЕС.

В пятницу, 14 февраля, в Калининграде открылся юбилейный пятнадцатый фестиваль кино стран ЕС. Две недели в кинотеатре «Заря», арт-пространстве «Квартира» и на нескольких площадках в области будут крутить европейские фильмы. Всего за это время покажут 40 картин из 25 стран, а с создателями некоторых из них получится пообщаться в рамках творческих встреч. За тем, как стартовал фестиваль, наблюдал корреспондент Калининград.Ru.

Женщина в короткой шубке и длинном платье идёт по чётной стороне проспекта Мира. Бросает взгляд через дорогу и замирает — пытается что-то разглядеть. Это сердце у входа в кинотеатр «Заря». Но что-то в нём шевелится, а вокруг топчутся люди. Несколько мгновений спустя женщина сама оказывается в этой толпе и пожимает «руки» сердцу: вблизи инсталляция выглядит мило, а волонтёр по ту сторону картонного объекта с радостью встречает тех, кто решил отметить День святого Валентина в компании европейского кино.

Заместитель главы представительства ЕС в России Алешка Симкич во время пресс-конференции с журналистами отметила, что фестиваль кино стран ЕС «является наиболее яркой демонстрацией разнообразия и многоцветья того, что присутствует в ЕС в плане кинематографа». Однако в честь открытия фестиваль облачается в монохром — ярко-красный. Он пылает на афише, тут и там мелькает на платьях и губах, манит с самого входа — ведь Дерево вечных ценностей в холле не может быть другого цвета. Правда, это самое дерево быстро тонет в белых листках, на которых каждый может написать, что для него самое главное.

«Традиционно считается, что европейская цивилизация зародилась две с половиной тысячи лет назад в Афинах. И если спросить философа, как изменились темы с тех пор — с момента, как думал Сократ, Платон, Аристотель и как думает современный философ — я думаю, что ответ будет — никак», — объясняет программный директор фестиваля Артём Рыжков. И Дерево вечных ценностей это ярко демонстрирует. Впрочем, на его ветвях всё равно выделяется любовь. Не зря именно она во всём своём многообразии стала основной темой фестиваля.

Впрочем, к нежным чувствам подталкивает не только это — но и стремительно растущая толпа внутри кинотеатра. А вместе с ней и количество знакомых на квадратный метр. «Как раз вчера думала, что сто лет не виделись!» — признаются тут. «Да что ваш Валентин, вот это — праздник!» — заявляют там. А где-то между утопают в объятьях. Тем временем в инсталляции, вдохновлённой магриттовским «Сыном человеческим», пытаются откусить яблоко — или просто схватиться за него, чтобы выдержать натиск толпы. С грустью думается, что в очереди в гардероб после показа придётся выстоять ещё один фильм. Хорошо, что короткометражный.

Кстати, что касается короткого метра. В отличие от фестиваля «Короче» на этом открытии нет разделительной красной дорожки, так что зрители и создатели кино стоят бок о бок. Вот, например, смеется эстонская режиссёр Ану Аун. Она сняла добрую сказку «Рождество Эйи в Лесу призрачной совы», которую из полуторамиллионного населения Эстонии посмотрели 150 тысяч человек. Понравится он наверняка и калининградским  зрителям, ведь для Аун самое главное — рассказывать о том, что трогает её саму. А это секрет успеха у любой аудитории.

Открывают двери в большой зал — и гости спешат занять места. Впрочем, до показа приходится подождать: у немецкого режиссёра Файта Хельмера неожиданно получилось прилететь к открытию, поэтому до его приезда берут паузу. Но она того стоит: после со сцены он рассказывает, как во время съёмок в Азербайджане пришлось бежать от полиции в Грузию и заканчивать фильм там. В общем, становится ясно, почему его мастер-класс посвящён именно партизанскому стилю.

Фестиваль пятнадцатый, юбилейный. Поэтому не удивительно, что на открытии вспоминают, с чего всё начиналось: как в 2005 году привезли фильмы из 8-9 стран, а многие калининградцы решили, что столько всего стран в Европейском союзе и есть. Правда, с тех пор, как рассказывает Алешка Симкич, мероприятие посетили сто тысяч человек. То есть каждый пятый житель города «открыл для себя немножко или много новых киномиров».

Я уверен, что во время этого кинофестиваля вы увидите совершенно разные фильмы о совершенно разных состояниях людей, ощущениях людей. Ну, и освежите для себя в памяти, наверное, главную мысль, которую дарит нам кино, которую нам дарит тема любви: что любовь — это не просто так, любовью надо заниматься, — заявляет министр по культуре и туризму Андрей Ермак. Его слова полностью поддерживают в зале как организаторы, так и гости.

Заместитель генерального консула Германии в Калининграде Дагмар-Мария Хиллебранд представляет фильм, который открывает фестиваль, — «Гундерманн» Андреаса Дрезена (шесть премий «Золотая Лола» Немецкой кинооакадемии, приз «Лучший национальный фильм» от Гильдии немецких артхаусных кинотеатров и множество других наград). «В одном из интервью режиссёр фильма и исполнитель главной роли сказали, что строки песен Гундерманна проникают в самое сердце, потому что он поёт о том, что у него самого на сердце. Давайте же сегодня, в День святого Валентина, позволим этому фильму поразить наше сердце», — призывает она.

Скорее вы никогда не видели барда из ГДР Герхарда Гундерманна. Но исполнитель главной роли Александр Шеер так похож на него и так точно передаёт мимику, что даже вдова заглавного героя была поражена необычайным сходством. И наверняка не слышали его песен. В фильме их исполнять будет тоже Александр Шеер, а аккомпанировать ему — группа из ФРГ, которые никогда не работали в Гундерманном. И сделано это не случайно: музыкальная составляющая не стремится точно попасть в оригинал, она — главный способ его переосмыслить.

Фильм сразу раскрывает зрителям все карты. Герхард Гундерманн — музыкант, оператор экскаватора на угольном разрезе в ГДР, идеалист, бунтарь — и осведомитель Штази. Казалось бы, несовместимые вещи. Не зря и герой не принимает в себе в себе этот дуализм. Тем более, что он герой в прямом смысле слова: после объединения Германии именно Герхард Гундерманн стал опорой для бывших жителей ГДР, многие из которых не могли приспособиться к новой реальности.

Но сама структура фильма (переплетающееся повествование в двух временных отрезках) и раскрытие второстепенных персонажей (отец, который должен ненавидеть, хранит газетные статьи про сына, а тихий неприметный коллега, о котором ты собирал информацию, точно так же следил за тобой) подчёркивают неоднозначность жизни,  неочевидность последствий многих решений и необходимость жить дальше даже если разочаровался в идеалах — и в себе.

Как отметил консул по вопросам культуры генерального консульства Германии в Калининграде Уве Берндт, российский зритель сможет глубоко прочувствовать этот фильм, потому что в 90-е испытывал схожие переживания с жителями Германии в этого же периода. И правда, многие диалоги и предметы быта вызывают бурную реакцию в зале. А похожие архитектура и пейзаж для калининградцев ещё сильнее подчёркивают наиболее эмоциональные моменты. Но главная прелесть картины всё же в том, что она заставляет (и через песни в том числе) сильнее любить жизнь — со всеми её ошибками, хитросплетениями и разочарованиями. Даже если для этой любви вызов в первую очередь надо бросать самому себе.

Анжелика Кубряк

Последние новости

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Уссурийске

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *