«Кандинский, Кандинский и не только»: в Кафедральном соборе Калининграда открывается Выставка одной картины
Фото: Калининград.Ru В Кафедральном соборе Калининграда готовятся представить Выставку одной картины.
В Кафедральном соборе Калининграда готовятся представить Выставку одной картины. В этом году она посвящена «Импровизации 7» Василия Кандинского из собрания Третьяковской галереи. Открытие экспозиции состоится вечером в субботу, 19 июня. В честь этого прочитают лекцию о творчестве абстракциониста и дадут концерт Кандинский & Kandinsky, в котором примет участие внучатый племянник художника.
Выставка одной картины — совместный проект Кафедрального собора и Третьяковской галереи — проходит в Калининграде уже в третий раз. Её особенность в том, что в честь открытия организаторы составляют подходящую музыкальную программу. Так, в 2018 году «Московский дворик» Василия Поленова сопровождало исполнение произведений Модеста Мусоргского, в 2019-м «Открытое окно. Портрет дочерей Ф. И. Шаляпина» Константина Коровина поддерживал Московский Синодальный хор.
Как признаётся директор Кафедрального собора Вера Таривердиева, ей особенно хотелось устроить выставку Василия Кандинского. И это желание особенным образом совпало с музыкальной реальностью. Дело в том, что органистка, лауреат Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева Екатерина Мельникова познакомила Таривердиеву с внучатым племянником художника, пианистом Михаилом Кандинским. Так появилась идея концерта Кандинский & Kandinsky.
Но не только родственными связями интересно открытие выставки в этом году. Екатерина Мельникова вдохновилась «Импровизацией 7» и сочинила одноимённое музыкальное произведение для органа и фортепиано. Органистка некоторое время провела наедине с картиной в Третьяковской галерее, импровизировала и записывала на аудио. В итоге эти музыкальные наброски почти полностью и легли в основу произведения. «Кандинский узнаётся», — отметил Михаил Кандинский, который на выступление прилетел из Японии.
«Я увидела, что фактура самого мазка создаёт некое движение и что картина для меня просто музыкальная картина. Там есть ритм, движение цвета, движение фактур самой краски, есть направление и постепенное ускорение, устремление, [которое] для меня скорее вниз идёт», — поделилась Екатерина Мельникова. Произведение органистка дописывала уже в Кафедральном соборе, чтобы оно точно соответствовало ощущению от картины именно в этом пространстве. Также в программе открытия прозвучит Александр Скрябин и Николай Метнер.
«Скрябин очень близок, я думаю, к Кандинскому. Часто у Скрябина в небольших пьесах... пьеса как свой мир. Скрябин и Римский-Корсаков видели тональности в цвете. <...> И когда я думал, как построить программу, всё же я выбрал Скрябина, выбрал, конечно, Метнера. Ближе к самому себе, такие более русские, что ли, произведения. Так, чтобы связь с Кандинским была, но и с моим внутренним миром тоже», — прокомментировал Михаил Кандинский. Кстати, музыкант уже выступал в Калининграде, но в Кафедральном соборе, как и перед картиной своего предка, сыграет впервые.
«Я хотела бы отметить абсолютную уникальность этой ситуации, потому что Калининград, мне кажется, стал первым местом, где для Выставки одной картины выбрано произведение авангардного искусства», — подчеркнула главный научный сотрудник отдела живописи первой половины ХХ века Третьяковской галереи, сокуратор экспозиции «Искусство XX века» Ирина Пронина. Обычно музеи выбирают те «хиты, которые уже очень хорошо знакомы публике, которые на слуху и на которые срабатывает эффект узнавания».
Конечно, на Василия Кандинского Третьяковская галерея получает много запросов — но для участия в более масштабных выставках. При этом в Галерее не очень большая коллекция художника — в двух залах обычно висит 10-11 картин — но в неё входит не только живопись, но и графика, живопись на стекле и фарфоровая роспись. Кроме того, в экспозиции представлена знаменитая «Композиция 7».
Главный хранитель Третьяковской галереи Татьяна Городкова рассказала о сложностях транспортировки. В Калининград картины доставляют самолётом обязательно в вертикальном положении, но при этом действует жёсткое ограничение — высота в раме не должна быть больше 87 сантиметров. Однако «Импровизация 7» превышала необходимые габариты. «Состоялось серьёзное обсуждение с реставраторами, обсуждались разные варианты, и мы приняли очень смелое решение: картина ехала горизонтально», — поделилась Татьяна Городкова.
Произведение надёжно упаковали красочным слоем вверх. При этом главной задачей было не допустить никакой вибрации и движения картины внутри ящика. В итоге «Импровизация 7» доехала в сохранности. Кстати, в самом соборе для картин максимально оптимальные условия. «Климатические параметры температуры и относительной влажности, которые были утверждены и обеспечены для нормального сохранения органа, все те же параметры необходимы для хранения картин, живописи», — подчеркнула специалист.
«Когда зазвучит музыка, я думаю, что все почувствуют это огромное эмоциональное воздействие живописи Кандинского на душу каждого человека», — заявила Татьяна Городкова. При этом она прокомментировала новости о страховой стоимости картины в 1 миллиард рублей. Третьяковская галерея не даёт подобную информацию в публичное пространство, но Кафедральный собор обеспечил дополнительные меры обеспечения безопасности.
«Проект является одним из самых ярких в культурной жизни нашего региона. Я знаю коллег, своих знакомых, которые ждут его очень сильно, даже принимают ставки, какая картина будет в этом году», — признался министр по культуре и туризму Калининградской области Андрей Ермак. Он также добавил, что Выставка одной картины любима не только калининградцами, но и вызывает живой интерес у туристов.
Картины Василия Кандинского, на чьё творчество музыка оказывала сильнейшее влияние, как нельзя лучше подходят для Выставки одной картины в Кафедральном соборе. «Импровизация 7» была написана в конце 1910 года. И хотя нет записей, что она вдохновлена каким-то музыкальным произведением, в это время Кандинский работал над свои главным теоретическим трудом «О духовном в искусстве», в котором подробно описал символику цвета и связь со звуком.
В честь открытия Ирина Пронина прочитает лекцию, где подробнее расскажет о картине, о творчестве Василия Кандинского и о тех изменениях, которые произошли в искусстве в начале 20 века. После этого состоится концерт, на котором выступят Михаил Кандинский и Екатерина Мельникова. Завершится выступление премьерой «Импровизации 7». Начало мероприятия в субботу, 19 июня, в 18:00. Вход свободный, но необходимо взять пригласительный в кассе собора.
Анжелика Кубряк