Калининград во сне и наяву

Калининград – какой он? Правильный ответ, наверное, – он разный. Солнечный и дождливый, веселый и суровый, молодой и древний.

Калининград – какой он? Правильный ответ, наверное, – он разный. Солнечный и дождливый, веселый и суровый, молодой и древний. Реальный и фантастический. 
И все это – лишь частицы большой картины, сложить которую в единое целое не так-то просто. Но устроителям выставки в областном историко-художественном музее это удалось. Она так и называется «Калининградский пазл» (0+). В почти сотне работ из запасников музея и частных коллекций Калининград предстает во множестве обличий. 
Мы видим древние стены соборов и кирх, советские хрущевки, современные торговые центры. И рядом с этим – город, который живет только в воображении художника. Например, на картине Людмилы Климентовской «Утро Калининграда» 
(1949 г.) – пятачок рядом с универмагом «Спутник». Полотно Михаила Пясковского названо без затей «Калининград. Площадь Победы» (1976 г.). В нем, как показалось автору этих строк, есть что-то брейгелевское. Та же кристальная чистота, звенящая прозрачность, как на шедевре нидерландского мастера XVI века «Охотники на снегу». 
А еще важно было показать, как на руинах Кёнигсберга (которые, в частности, мастерски запечатлел на акварелях Арсений Максимов. – Прим. авт.) рождался новый город. Перед архитекторами, художниками стояла непростая задача. 
– Они приезжали со всего СССР, представляя разные школы – московскую, ленинградскую, рязанскую, владимирскую, – рассказывает куратор выставки Валентина Покладова. – Им было сложно создать что-то стилистически единое, поэтому Калининград так эклектичен. По сути, его не отстроили, а, можно сказать, слепили на развалинах Кёнигсберга. 
Впрочем, город – не только стены. В первую очередь это люди. И перед нами проходит галерея известных и неизвестных калининградцев. Среди первых, например, «народный мэр» Виктор Денисов, при котором была дана новая жизнь многим знаковым зданиям – кирхе Святого Семейства (ныне областная филармония), кирхе Памяти королевы Луизы (Кукольный театр), башне «Дона»  (Музей янтаря) и другим. Его портрет в оригинальной технике линогравюры выполнил ушедший от нас несколько лет назад калининградский художник Адольф Шевченко. 
А рядом картина Вениамина Бирюкова «Из дальних странствий» (1970–1980 гг). На ней молодой мужчина в футболке, джинсах и шлепанцах. Он сидит в кресле на фоне выставленных на полке ракушек, кораллов африканских масок. На стене определенно заграничный календарь, на полу радиоприемник и яркие, тоже явно не наши, журналы. И мы, калининградцы, сразу понимаем – это рыбак. Пришел с рейса и отдыхает. В советские годы подобного рода картины не то чтобы запрещались, скорее, не поощрялись. Люди искусства должны были изображать трудовой подвиг строителей коммунизма. Такие произведения брали на выставки, за них давали премии и звания. 
Но настоящий художник творит не ради выгоды, а по зову сердца. Выставка составлена из таких живых работ, которые, слившись в единое целое, позволяют понять душу нашего города. А это дорогого стоит. Экспозиция работает до 31 июля. 


Валентина Покладова: «Задача была в том, чтобы сложить «Калининградский пазл»





Что еще посмотреть в Калининграде
Выставка фотографий Владимира Высоцкого (12+) в Центре культуры молодежи – до 25 июля.
«Любовь и боги Сальвадора Дали» (16+) в Музее изобразительных искусств – до 25 сентября. 
текст

Кирилл Синьковский фото
Кирилл Синьковский

Последние новости

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Ржеве, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *