Эксперты: Калининградская область нуждается в новом руководителе с чрезвычайными полномочиями

Центр информационных коммуникаций «Рейтинг», в рамках проекта «Национальный рейтинг», опубликовал очередное исследование, посвящённое оценке деятельности глав субъектов Российской Федерации в мае-июне 2022 года.

Центр информационных коммуникаций «Рейтинг», в рамках проекта «Национальный рейтинг», опубликовал очередное исследование, посвящённое оценке деятельности глав субъектов Российской Федерации в мае-июне 2022 года.

        Результаты «Национального рейтинга» получены на основании заочного анкетирования, заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества.

        Исследование начинается со слов председателя партии «Справедливая Россия» Сергея Миронова, которые могут стать эпиграфом нынешней ситуации. «”Экватор 2022 года” становится терминатором – резкой линией разделения губернаторского опыта и практики управления регионами»,- утверждает Сергей Михайлович.

    Ситуацию в Калининградской области за указанный период проанализировал политолог, руководитель аналитической группы «Запад» Дмитрий Евсюткин. Ему слово.

    «Блокада Калининградской области Литвой, судя по растерянной реакции губернатора Антона Алиханова, стала для властей полной неожиданностью. При этом транспортный транзит через Литву считался проблемным даже в лучшие времена, а с началом СВО было абсолютно ясно, что это «ахиллесова пята» региона.

      Все эксперты наперебой говорили о том, что рано или поздно такая «блокада» может случиться, и готовиться к ней надо было с самого начала спецоперации. Интересно, что ещё пару месяцев назад губернатор Калининградской области Антон Алиханов в очередном интервью особых проблем с транспортной доступностью не видел и выражал оптимизм.

        Несмотря на все предупреждения и сигналы, правительство Алиханова к враждебным действиям Литвы оказалось не готово. Региональная власть расписалась не просто в собственном бессилии и неэффективности, а, можно сказать, в преступной бездеятельности. И не последнюю роль в этой бездеятельности сыграл старт губернаторской предвыборной кампании с заезженным во всех регионах слоганом: «Работаем дальше. Вместе».

      Хочется заметить, что, если команда Алиханова и дальше так будет работать вместе, то жителям области грозит гуманитарная катастрофа.

      А ведь в Калининградской области ещё до объявления блокады сложилась критическая ситуация в транспортной отрасли – порты, лишившись почти всех заказов, простаивали и сокращали персонал. Паромная линия Балтийск – Усть-Луга, на которую возлагались надежды по обеспечению транспортной безопасности региона, оказалась безнадежно убыточной. Железнодорожное грузовое сообщение с Европой практически остановлено. А сейчас, по предварительным прогнозам, поставки в полуэксклав могут сократиться вчетверо, а список товаров уменьшится наполовину. Вот лишь некоторые факты.

        По данным Балтийской стивидорной компании, являющейся оператором порта Балтийск, с апреля по май грузооборот упал практически до нуля, и до конца года прогноз неутешительный. Поставки комплектующих в адрес крупнейших предприятий остановлены (речь – о заводе «Автотор», который остановил производство, его заказы составляли более 70% от общего объёма).

      Рабочие порта частично переводятся в порты других регионов России, где нет сокращения грузооборота. По оценкам экспертов, такого кризиса в портовой отрасли не было даже в 90-е годы, и существует угроза, что при восстановлении работы портов работать будет просто некому.

      В Калининградском морском торговом порту в последние месяцы тоже упал грузооборот, ночные смены отменены. Одна из причин – всё та же остановка завода «Автотор» (его доля составляла свыше 70%), который завозил через данный порт контейнеры с машинокомплектами по производству автомобилей BMW. Здесь тоже сложилась угроза потери квалифицированных кадров. Ранее порт был занят 365 дней в году.

        Очереди на доставку вагонов паромной линией Усть-Луга — Балтийск в Калининградскую область растянулись на месяц, ближайшая дата – 15 июля.

      По данным «Росморпорта», каждый рейс парома на данной линии в обе стороны даёт убыток от 2 млн рублей (паром «Маршал Рокоссовский» и др.) до 10 млн руб. (сухогруз типа Ро-Ро «Ursa Major»). Отмечено падение грузооборота на данной линии в 26-28% по всем грузам, по контейнерным грузам – до 70% и более.

      По мнению председателя Калининградской торгово-промышленной палаты Феликса Лапина, порт — это индикатор: «Следующими за портом пойдут целые предприятия. Почему мы сегодня придаём этому вопросу такое важное значение? Потому что в принципе это работа экономики всей области».

      По сообщению директора компании «Новик Логистик» Сергея Ошарского, ранее действовавшие железнодорожные маршруты «Черняховск – Чехия» и «Черняховск – Словакия» практически приостановили свою деятельность из-за того, что польские власти ввели тотальный досмотр грузов из России и в Россию.

        При этом, когда Антон Алиханов заявляет об «ответных мерах», сводятся они всего-то к пожеланию увеличить количество паромов, которые будут курсировать между Усть-Лугой и Балтийском. Сейчас на линии работают четыре судна, в сентябре появится ещё одно. При этом железнодорожно-портовая инфраструктура Балтийска будет перегружена даже при пяти грузовых паромах, а по различным оценкам для «прорыва» блокады и бесперебойного обеспечения региона нужно не менее 20 судов различного класса.

      Губернатор говорит, что необходимы срочные инвестиции в логистическую инфраструктуру Калининградской области – в сумме не меньше 10 млрд рублей, но, как мы видели на примере крайне нужного для региона онкоцентра или глубоководного порта в городе Пионерский, такие проекты выходят за пределы компетенций команды Алиханова.

      Какие можно сделать выводы? Основная проблема калининградских портов заключалась в том, что они не способны принимать океанские грузовые суда. Раньше грузы с океанских контейнеровозов переваливались в портах Европы на морские суда, которые шли в порт Балтийск и порт Калининград. После введения санкций в отношении грузов из России это стало невозможным.

        С началом же блокады региона, предпринятой Литвой, появилось понимание того, что при увеличении нагрузки Балтийский логистический узел с возросшей нагрузкой просто не справится.

Всё это делает портовый комплекс Калининградской области неконкурентным, если не сказать бесполезным. Вывод его на новый уровень потребует не один год работ и десятки миллиардов инвестиций.

      К сожалению, у нас нет столько времени, даже паромы ещё надо где-то покупать или строить.

Как уже неоднократно писали многие эксперты, область нуждается в новом руководителе с чрезвычайными полномочиями, а регион – в особом таможенном режиме. Выбирать в таких условиях Антона Алиханова, который несёт непосредственную ответственность за происходящее в регионе, на пост губернатора было бы, по меньшей мере, странно. Хотя его команда уже позаботилась о самых беззубых спойлерах за всю историю местных выборов.

    Была ли у прибывшего в Калининградскую область 21 июня Николая Патрушева миссия на месте взвесить все общественные и политические вызовы для региона, чтобы сделать по Алиханову какие-то оргвыводы, остаётся только гадать, но совершенно точно, что никакие ответные меры в отношении Литвы на благосостояние жителей региона не повлияют.

      Сейчас нужно срочно увеличивать поставки в Калининградскую область, прежде всего, самолётами, это быстро решаемая задача, и на первом этапе сильно поможет. Аренда судов, дополнительные паромы – это второй этап.

      А далее вопрос транспортной безопасности региона необходимо решать комплексно и оперативно, без обычной для России бюрократической волокиты, ибо на кону стоит миллион жителей нашего западного полуэксклава. Затягивание этого вопроса может существенно изменить настроение граждан в отношении поддержки СВО, не говоря уже про губернаторские выборы и отношение к партии власти».

НИА-КАЛИНИНГРАД

Последние новости

Незаконная переделка оружия в Санкт-Петербурге

Полиция задержала мужчину, хранившего переделанную винтовку в сейфе

Где найти финансовую поддержку для начинающих предпринимателей?

Пошаговое руководство по доступным вариантам финансирования.

Калининград получает дополнительные средства на ремонт дорог

Город увеличивает финансирование для улучшения инфраструктуры.

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *