«Все зависит от финансового жирка»
Производство продуктов питания Яровой сев в области близится к завершению, сообщили «Стране Калининград» в региональном министерстве сельского хозяйства.
Производство продуктов питания
Яровой сев в области близится к завершению, сообщили «Стране Калининград» в региональном министерстве сельского хозяйства. Там также заверили, что, несмотря на сложности с логистикой, местные аграрии обеспечены необходимыми материально-техническими ресурсами для весенних полевых работ, в том числе посевным материалом, минеральными удобрениями, химическими средствами защиты растений, горюче-смазочными материалами. И подтвердили, что сейчас сельхозпроизводители испытывают трудности с поставкой иностранных запчастей для техники.
– На еженедельной основе в министерстве проводится мониторинг деятельности системообразующих предпри-ятий региона. Это ЗАО «Содружество-Соя», предприятия группы компании «За Родину», ООО «Вичюнай-Русь», ООО «Мираторг Запад». В текущих экономических условиях производители сталкиваются в процессе работы со сложностями с поставкой техники, оборудования, запчастей, упаковки, ранее приобретавшихся на территории Евросоюза. Предприятия меняют цепочки поставок, находят новых поставщиков в РФ и в странах ближнего зарубежья. Хотя, безусловно, процесс переориентации является непростым и часто связан с дополнительными расходами для бизнеса, – признали в министерстве.
Председатель совета директоров группы компаний «За Родину» Сергей Лютаревич поделился с «СК» своим видением ситуации:
– Проблемы сейчас стоят уже нет так остро, как это было три-четыре месяца назад. Потому все это время мы активно занимаемся поиском партнеров и логистических цепочек. И уже есть успехи. Наш основной партнер – бондарно-тарный комбинат – получил первую партию жести из Китая, а не из Европы. И сейчас рассматривают варианты, чтобы сразу делать партию больше. На это нужны дополнительные ресурсы. По поводу логистики у нас все цепочки более-менее выстроились и по томатной пасте, и по жестяной банке, и по сахару. По рыбе мы в своей линейке полностью убрали импортное сырье, так как прошлые поставщики теперь не могут заходить в российские порты. Например, к сожалению, убрали скумбрию, сардину и сардинеллу из Мавритании. Пока их заменили балтийской сельдью и увеличили объем производства шпрот и кильки в томатном соусе. Но мы рассчитываем, что ту же скумбрию будут больше ловить наши, российские рыбаки.
Сотрудников на предприятии из-за трудностей не сокращали и не планируют.
– Даже немного принимали людей на третью смену, – говорит Лютаревич. – Основная наша проблема – как и у всех производителей – это падение покупательской способности населения. И на это мы, к сожалению, не повлияем. А для нас, производителей, одна из самых актуальных проблем — это отсутствие или ограничение кредитных ресурсов под нормальную процентную ставку, которую может себе позволить сегодня реальный сектор экономики, который занимается производством. По моему мнению, это не более 6%, вне зависимости от того, что сегодня ставка рефинансирования – 14%. Сейчас правительство области организовало беспрецедентные меры поддержки – льготные кредиты по 5,6 и 7%, а вот то, что касается федеральной поддержки, про которую мы слышим по телевизору, на деле пока только декларации.
Чтобы мы не поднимали цены, процентная ставка играет важную роль. Если брать наше предприятие, у нас запас прочности больше, чем у других переработчиков. Потому что мы вертикально интегрированы и запасаемся своей рыбой. У нас на складе сейчас лежит 6 тысяч тонн, и нам не нужно отвлекать деньги на сырье. У других переработчиков ситуация и правда критическая. Выживают те, у кого есть запасы сырья. Нельзя говорить, что все будет плохо и предприятия закроются. Все зависит от финансового жирка, что они накопили. А если жить только на банковские средства, то будет плохо, потому что сегодня нет той рентабельности, чтобы покрывать банковские проценты. Если говорить о повышении цен для покупателей, то нам, переработчикам, поднимать цены некуда, так как покупательская способность у людей снизилась.
В областном минсельхозе рассказали, что наряду с проблемами есть и примеры наращивания продовольственных мощностей
Инвестиционные проекты В минсельхозе также сообщили, что, несмотря на трудности, можно даже говорить о примерах наращивания мощностей для обеспечения продовольственной безопасности региона.
– Осенью «Мираторг Запад» завершит крупный инвестиционный проект по реконструкции корпуса для производства замороженных мясных полуфабрикатов и готовых блюд. Рыбзавод «За Родину» продолжает реализацию инвестиционного проекта по созданию предприятия по производству рыбных консервов, соответствующих российским и мировым стандартам качества, мощностью 114,3 млн банок в год. В группе компаний
«Атлантис» начали строительство завода по производству панировочных сухарей мощностью 39,6 тысячи тонн в год, планируется запуск второй очереди завода по производству полуфабрикатов из курицы, что позволит увеличить мощность действующего производства на 36 тысяч тонн, и новый инвестиционный проект по стро-ительству цеха по выпуску молочных продуктов мощностью 100 тысяч тонн в год.
Дороги Такая важная для региона отрасль, как строительство и ремонт дорог, по данным регионального министерства развития инфраструктуры, серьезных сложностей из-за введенных ограничений не испытывает.
– Материалы, используемые для строительно-монтажных работ, поставляются силами производителей на территорию региона или путем железнодорожного сообщения в необходимом объеме, – сообщили «СК» в этом министерстве. – Кроме того, по оперативной информации транспортных организаций, не выявлено и значительного уменьшения грузов из Европы, которые сейчас доставляются в область различными видами транспорта.
Промышленность С 1 по 22 мая коллектив предприятий «Автотор» был оправлен в корпоративный отпуск с оплатой со стороны работодателя.
В штатном режиме, как сообщает ТАСС (16+), продолжили работать подразделения, поддерживающие жизнеобеспечение инфраструктуры завода, управляющие строительством и оснащением новых производственных объектов, а также задействованные в реализации проекта по созданию производства электромобилей.
Сейчас коллектив «Автотора» вышел из корпоративного отпуска. «У нас по обязательствам СПИК (Специнвестконтракт. – Прим. ТАСС) в следующем году надо поставить не менее 200 электромобилей. В 2023 году будут автомобили», – цитирует ТАСС (+16) основателя «Автотора» Владимира Щербакова, который добавил, что предприятие еще не вышло из кризиса.
В пресс-службе АО «ПСЗ «Янтарь» на запрос «Страны Калининград» ответили, что внесение завода в санкционный список в части поставки оборудования не окажет серьезного влияния на работу.
– На предприятии в связи с санкциями работников не сокращали и не отправляли в вынужденные отпуска. Число заказов не сократилось. Не приостанавливалось выполнение имеющихся. Работа с заказчиками из Индии продолжается в прежнем объеме. Логистика поставок завода несколько изменилась, но позволяет в полной мере решать задачи, поставленные перед предприятием. Все линии и сотрудники работают по плану в штатном режиме, – заверили в пресс-службе.
Строительные материалы В министерстве строитель-ства и ЖКХ рассказали, что марте и апреле возник дефицит цемента.
Сейчас поставки идут в основном по железной дороге. Мониторинг последних дней подтвердил наличие фасованного цемента во всех крупных торговых сетях и на складах специализированных предприятий.
На заводе «ЖБИ – Мелиорация», где производят бетонные изделия для строек, нам сообщили о сокращении заказов.
– На стройках снизились объемы, поэтому и заказов на бетонную продукцию стало меньше. Но реальные цифры в новой обстановке ждем только в июне, – сообщил «СК» директор завода Владимир Веселов.
Подрядные организаций, по данным областного министерства строительства и ЖКХ, отстают от графика возведения социальных объектов. Среди причин – сложности со сроками доставки материалов, механизмов и оборудования. Также многим компаниям пришлось корректировать проектную и рабочую документацию по объектам в части импортозамещения материалов и оборудования иностранного производства, попадающих под санкции.
По словам руководителя «Балтийского Металлообрабатывающего Кластера» Олега Чернова, все предприятия этой отрасли в регионе столкнулись с колоссальными сложностями в области логистики и проблемами расчетов с иностранными поставщиками. Один из основных каналов для перевалки оптовых партий сырья – морской путь — оказался фактически «заморожен».
– Мы фиксируем критический уровень опасности по задержкам грузов, – сообщил он. – И теперь речь идет не только о европейских партнерах, но и о поставщиках из Юго-Восточной Азии. Основная проблема возникает на этапе, когда контейнеры, прибывшие в европейские порты, особенно Польши, должны готовиться к перегрузке в наш порт назначения. Но этого не происходит — сотни контейнеров региональных компаний, в том числе наших резидентов, застряли в различных европейских портах. Мы весьма признательны за оперативную работу, которую провели областные и федеральные власти. Как и было обещано, на паромную линию «Усть-Луга — Балтийск — Усть-Луга» в кратчайшие сроки вышли дополнительные суда. Курсируют четыре парома. Но вынужден отметить, что даже этого объема недостаточно для организации оптимальной перевалки грузов между Калининградом и материковой частью страны. При этом доставка силами паромов автотранспорта или вагонов осуществляется по тарифу с увеличенным сухопутным коэффициентом — а это плюс 30% к стоимости! Да и попасть в паромное расписание — задача не для слабонервных: очередь на погрузку расписана на месяц вперед.
Зато, по словам Олега Чернова, ситуация с наземным транспортом за последний месяц стабилизировалась — скорость движения грузов увеличилась, а тарифы, взлетевшие месяц назад в три раза, «откатились» обратно.
– Конечно, закрытие проезда через погранпереход в Советске увеличило очереди в Чернышевском и не лучшим образом отразилось на скорости транзита, но надеемся на открытие в июне-июле нового погранперехода в Дубках Нестеровского района, – говорит Олег Чернов.
Еще одна проблема – банки:
– Иностранные банки тщательно проверяют переводы, так или иначе связанные с Российской Федерацией. Все меньше тех, кто соглашается принимать платежи от резидентов России и Белоруссии. Причем банки отказываются проводить расчеты в любой валюте, в том числе платежи от наших экспедиторов за транзит. В апреле платежи принимали три прибалтийских банка, но в конце того же месяца сдался Swedbank. Второй на очереди — банк Luminor, который приостанавливает платежи в ближайшее время. Сколько продержится третий партнер — непонятно. Одним словом, риски неприема платежей увеличиваются с каждым днем, что может негативно отразиться на транзите наших грузов по территории Литвы.
К непредсказуемости ситу-ации Олег Чернов добавил стабильный рост тарифов естественных монополий.
– Но, несмотря на проблемы, в последний месяц в нашей отрасли мы видим увеличение заказов на металлообработку и металлосервисные услуги, хотя, казалось бы, потребность на рынке закономерно должна снижаться, – говорит он. – Также отмечаем, что потребители не только начинают отказываться от поставок импортных металлоконструкций и изделий из металла, но даже пересматривают отношения с поставщиками из материковой России. Калининградцы все чаще ищут альтернативу у местного производителя.
Что происходит у экспортеров У региональных экспортеров возникли серьезные проблемы с вывозом агропродукции.
Выросли затраты на доставку грузов, усложнились каналы поставок сырья и материалов, их стоимость увеличилась.
– В связи с тем, что импортеры калининградской продукции из недружественных стран разрывают контракты на приобретение товаров, произведенных на территории РФ, а транспортные компании, иностранные судовладельцы отказываются везти грузы российского происхождения, то региональные экспортеры вынуждены переориентироваться на новые экспортные рынки, – рассказали в правительстве области. – Но, несмотря на возникающие сложности, наши экспортеры продолжают работу в штатном режиме, риски приостановки деятельности отсутствуют.
По данным портала «Агроэкспорт» на 22 мая, региональный объем экспорта продукции агропромышленного комплекса составил 907,4 млн долларов США – это на 37,3% больше, чем отправили за границу в январе – мае 2021 г.
Продолжение темы – в следующем номере.
текст
Ольга Саяпина
Кирилл Синьковский фото
Александр Мелехов
– На еженедельной основе в министерстве проводится мониторинг деятельности системообразующих предпри-ятий региона. Это ЗАО «Содружество-Соя», предприятия группы компании «За Родину», ООО «Вичюнай-Русь», ООО «Мираторг Запад». В текущих экономических условиях производители сталкиваются в процессе работы со сложностями с поставкой техники, оборудования, запчастей, упаковки, ранее приобретавшихся на территории Евросоюза. Предприятия меняют цепочки поставок, находят новых поставщиков в РФ и в странах ближнего зарубежья. Хотя, безусловно, процесс переориентации является непростым и часто связан с дополнительными расходами для бизнеса, – признали в министерстве.
Председатель совета директоров группы компаний «За Родину» Сергей Лютаревич поделился с «СК» своим видением ситуации:
– Проблемы сейчас стоят уже нет так остро, как это было три-четыре месяца назад. Потому все это время мы активно занимаемся поиском партнеров и логистических цепочек. И уже есть успехи. Наш основной партнер – бондарно-тарный комбинат – получил первую партию жести из Китая, а не из Европы. И сейчас рассматривают варианты, чтобы сразу делать партию больше. На это нужны дополнительные ресурсы. По поводу логистики у нас все цепочки более-менее выстроились и по томатной пасте, и по жестяной банке, и по сахару. По рыбе мы в своей линейке полностью убрали импортное сырье, так как прошлые поставщики теперь не могут заходить в российские порты. Например, к сожалению, убрали скумбрию, сардину и сардинеллу из Мавритании. Пока их заменили балтийской сельдью и увеличили объем производства шпрот и кильки в томатном соусе. Но мы рассчитываем, что ту же скумбрию будут больше ловить наши, российские рыбаки.
Сотрудников на предприятии из-за трудностей не сокращали и не планируют.
– Даже немного принимали людей на третью смену, – говорит Лютаревич. – Основная наша проблема – как и у всех производителей – это падение покупательской способности населения. И на это мы, к сожалению, не повлияем. А для нас, производителей, одна из самых актуальных проблем — это отсутствие или ограничение кредитных ресурсов под нормальную процентную ставку, которую может себе позволить сегодня реальный сектор экономики, который занимается производством. По моему мнению, это не более 6%, вне зависимости от того, что сегодня ставка рефинансирования – 14%. Сейчас правительство области организовало беспрецедентные меры поддержки – льготные кредиты по 5,6 и 7%, а вот то, что касается федеральной поддержки, про которую мы слышим по телевизору, на деле пока только декларации.
Чтобы мы не поднимали цены, процентная ставка играет важную роль. Если брать наше предприятие, у нас запас прочности больше, чем у других переработчиков. Потому что мы вертикально интегрированы и запасаемся своей рыбой. У нас на складе сейчас лежит 6 тысяч тонн, и нам не нужно отвлекать деньги на сырье. У других переработчиков ситуация и правда критическая. Выживают те, у кого есть запасы сырья. Нельзя говорить, что все будет плохо и предприятия закроются. Все зависит от финансового жирка, что они накопили. А если жить только на банковские средства, то будет плохо, потому что сегодня нет той рентабельности, чтобы покрывать банковские проценты. Если говорить о повышении цен для покупателей, то нам, переработчикам, поднимать цены некуда, так как покупательская способность у людей снизилась.
В областном минсельхозе рассказали, что наряду с проблемами есть и примеры наращивания продовольственных мощностей
Инвестиционные проекты В минсельхозе также сообщили, что, несмотря на трудности, можно даже говорить о примерах наращивания мощностей для обеспечения продовольственной безопасности региона.
– Осенью «Мираторг Запад» завершит крупный инвестиционный проект по реконструкции корпуса для производства замороженных мясных полуфабрикатов и готовых блюд. Рыбзавод «За Родину» продолжает реализацию инвестиционного проекта по созданию предприятия по производству рыбных консервов, соответствующих российским и мировым стандартам качества, мощностью 114,3 млн банок в год. В группе компаний
«Атлантис» начали строительство завода по производству панировочных сухарей мощностью 39,6 тысячи тонн в год, планируется запуск второй очереди завода по производству полуфабрикатов из курицы, что позволит увеличить мощность действующего производства на 36 тысяч тонн, и новый инвестиционный проект по стро-ительству цеха по выпуску молочных продуктов мощностью 100 тысяч тонн в год.
Дороги Такая важная для региона отрасль, как строительство и ремонт дорог, по данным регионального министерства развития инфраструктуры, серьезных сложностей из-за введенных ограничений не испытывает.
– Материалы, используемые для строительно-монтажных работ, поставляются силами производителей на территорию региона или путем железнодорожного сообщения в необходимом объеме, – сообщили «СК» в этом министерстве. – Кроме того, по оперативной информации транспортных организаций, не выявлено и значительного уменьшения грузов из Европы, которые сейчас доставляются в область различными видами транспорта.
Промышленность С 1 по 22 мая коллектив предприятий «Автотор» был оправлен в корпоративный отпуск с оплатой со стороны работодателя.
В штатном режиме, как сообщает ТАСС (16+), продолжили работать подразделения, поддерживающие жизнеобеспечение инфраструктуры завода, управляющие строительством и оснащением новых производственных объектов, а также задействованные в реализации проекта по созданию производства электромобилей.
Сейчас коллектив «Автотора» вышел из корпоративного отпуска. «У нас по обязательствам СПИК (Специнвестконтракт. – Прим. ТАСС) в следующем году надо поставить не менее 200 электромобилей. В 2023 году будут автомобили», – цитирует ТАСС (+16) основателя «Автотора» Владимира Щербакова, который добавил, что предприятие еще не вышло из кризиса.
В пресс-службе АО «ПСЗ «Янтарь» на запрос «Страны Калининград» ответили, что внесение завода в санкционный список в части поставки оборудования не окажет серьезного влияния на работу.
– На предприятии в связи с санкциями работников не сокращали и не отправляли в вынужденные отпуска. Число заказов не сократилось. Не приостанавливалось выполнение имеющихся. Работа с заказчиками из Индии продолжается в прежнем объеме. Логистика поставок завода несколько изменилась, но позволяет в полной мере решать задачи, поставленные перед предприятием. Все линии и сотрудники работают по плану в штатном режиме, – заверили в пресс-службе.
Строительные материалы В министерстве строитель-ства и ЖКХ рассказали, что марте и апреле возник дефицит цемента.
Сейчас поставки идут в основном по железной дороге. Мониторинг последних дней подтвердил наличие фасованного цемента во всех крупных торговых сетях и на складах специализированных предприятий.
На заводе «ЖБИ – Мелиорация», где производят бетонные изделия для строек, нам сообщили о сокращении заказов.
– На стройках снизились объемы, поэтому и заказов на бетонную продукцию стало меньше. Но реальные цифры в новой обстановке ждем только в июне, – сообщил «СК» директор завода Владимир Веселов.
Подрядные организаций, по данным областного министерства строительства и ЖКХ, отстают от графика возведения социальных объектов. Среди причин – сложности со сроками доставки материалов, механизмов и оборудования. Также многим компаниям пришлось корректировать проектную и рабочую документацию по объектам в части импортозамещения материалов и оборудования иностранного производства, попадающих под санкции.
По словам руководителя «Балтийского Металлообрабатывающего Кластера» Олега Чернова, все предприятия этой отрасли в регионе столкнулись с колоссальными сложностями в области логистики и проблемами расчетов с иностранными поставщиками. Один из основных каналов для перевалки оптовых партий сырья – морской путь — оказался фактически «заморожен».
– Мы фиксируем критический уровень опасности по задержкам грузов, – сообщил он. – И теперь речь идет не только о европейских партнерах, но и о поставщиках из Юго-Восточной Азии. Основная проблема возникает на этапе, когда контейнеры, прибывшие в европейские порты, особенно Польши, должны готовиться к перегрузке в наш порт назначения. Но этого не происходит — сотни контейнеров региональных компаний, в том числе наших резидентов, застряли в различных европейских портах. Мы весьма признательны за оперативную работу, которую провели областные и федеральные власти. Как и было обещано, на паромную линию «Усть-Луга — Балтийск — Усть-Луга» в кратчайшие сроки вышли дополнительные суда. Курсируют четыре парома. Но вынужден отметить, что даже этого объема недостаточно для организации оптимальной перевалки грузов между Калининградом и материковой частью страны. При этом доставка силами паромов автотранспорта или вагонов осуществляется по тарифу с увеличенным сухопутным коэффициентом — а это плюс 30% к стоимости! Да и попасть в паромное расписание — задача не для слабонервных: очередь на погрузку расписана на месяц вперед.
Зато, по словам Олега Чернова, ситуация с наземным транспортом за последний месяц стабилизировалась — скорость движения грузов увеличилась, а тарифы, взлетевшие месяц назад в три раза, «откатились» обратно.
– Конечно, закрытие проезда через погранпереход в Советске увеличило очереди в Чернышевском и не лучшим образом отразилось на скорости транзита, но надеемся на открытие в июне-июле нового погранперехода в Дубках Нестеровского района, – говорит Олег Чернов.
Еще одна проблема – банки:
– Иностранные банки тщательно проверяют переводы, так или иначе связанные с Российской Федерацией. Все меньше тех, кто соглашается принимать платежи от резидентов России и Белоруссии. Причем банки отказываются проводить расчеты в любой валюте, в том числе платежи от наших экспедиторов за транзит. В апреле платежи принимали три прибалтийских банка, но в конце того же месяца сдался Swedbank. Второй на очереди — банк Luminor, который приостанавливает платежи в ближайшее время. Сколько продержится третий партнер — непонятно. Одним словом, риски неприема платежей увеличиваются с каждым днем, что может негативно отразиться на транзите наших грузов по территории Литвы.
К непредсказуемости ситу-ации Олег Чернов добавил стабильный рост тарифов естественных монополий.
– Но, несмотря на проблемы, в последний месяц в нашей отрасли мы видим увеличение заказов на металлообработку и металлосервисные услуги, хотя, казалось бы, потребность на рынке закономерно должна снижаться, – говорит он. – Также отмечаем, что потребители не только начинают отказываться от поставок импортных металлоконструкций и изделий из металла, но даже пересматривают отношения с поставщиками из материковой России. Калининградцы все чаще ищут альтернативу у местного производителя.
Что происходит у экспортеров У региональных экспортеров возникли серьезные проблемы с вывозом агропродукции.
Выросли затраты на доставку грузов, усложнились каналы поставок сырья и материалов, их стоимость увеличилась.
– В связи с тем, что импортеры калининградской продукции из недружественных стран разрывают контракты на приобретение товаров, произведенных на территории РФ, а транспортные компании, иностранные судовладельцы отказываются везти грузы российского происхождения, то региональные экспортеры вынуждены переориентироваться на новые экспортные рынки, – рассказали в правительстве области. – Но, несмотря на возникающие сложности, наши экспортеры продолжают работу в штатном режиме, риски приостановки деятельности отсутствуют.
По данным портала «Агроэкспорт» на 22 мая, региональный объем экспорта продукции агропромышленного комплекса составил 907,4 млн долларов США – это на 37,3% больше, чем отправили за границу в январе – мае 2021 г.
Продолжение темы – в следующем номере.
текст
Ольга Саяпина
Кирилл Синьковский фото
Александр Мелехов
Последние новости
Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Сызрани