«У перевозчиков душа болит»: что бизнесмены думают о решении ЕС по транзиту в Калининград

13 июля Европейская комиссия опубликовала дополнительные разъяснения по ограничению транзита санкционных товаров в Россию через территорию стран ЕС.

0 0

13 июля Европейская комиссия опубликовала дополнительные разъяснения по ограничению транзита санкционных товаров в Россию через территорию стран ЕС. Согласно трактовке положений документа российской стороной, железнодорожного транзита в Калининградскую область санкции почти не касаются. Однако Литва заявляет, что пока не знает, как претворить рекомендации ЕК в жизнь. А калининградские власти продолжают настаивать на том, что простого послабления мало, и обещают добиваться полного снятия ограничений для грузов, следующих в регион. «Новый Калининград» рассказывает, как развивалась ситуация и что по этому поводу говорят в местном бизнес-сообществе.

17 июня губернатор Антон Алиханов сообщил , что со следующего дня Литовские железные дороги закрывают железнодорожный транзит в Калининградскую область для товаров, попавших под европейские санкции. По его словам, Литва ссылается на разъяснения от Еврокомиссии о том, что на товары, запрещенные к ввозу в ЕС из-за санкций, не распространяется исключение о калининградском транзите. По предварительным оценкам региональных властей, ограничения коснулись 40-50% номенклатуры грузов. Правда, по мнению литовской стороны, ограничения затронули только 15% всего объема грузов, перевозимых по железной дороге в российский эксклав и обратно.

Глава области отметил , что решение литовских властей о запрете транзита «незаконно». Он  подчеркнул , что региональные власти готовились к подобному развитию событий, поэтому рассчитывают, что попавшие под санкции товары можно будет доставлять в Калининград морским путем. Глава пресс-службы областного правительства Дмитрий Лысков заверил , что Калининградской области не грозит дефицит потребительских товаров.

В Совете Федерации назвали фактическую транспортную блокаду Калининградской области «нарушением суверенитета России» и  пригрозили «очень жесткими» ответными действиями. В российском МИДе потребовали «незамедлительной отмены этих рестрикций».

В свою очередь ​​глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис заявил , что запрет на железнодорожный транзит был введен литовскими властями после консультаций с Еврокомиссией и страна всего лишь выполняет вступившие в силу положения четвертого пакета санкций. Среди запрещенных к провозу товаров оказались продукция из чугуна и стали, десятки наименований промышленного оборудования, изделия для использования в авиационной и космической сфере. После 10 июля под запрет попадали цемент, древесина, лаки и краски, удобрения, широкий перечень стройматериалов. После 10 августа — уголь. Также под санкциями оказались «предметы роскоши», чья стоимость превышает 300 евро за единицу: вина и спиртные напитки, парфюмерия, одежда и аксессуары, посуда и изделия из хрусталя. Для бытовой техники эквивалентный порог — 750 евро, а для фото- и видеотоваров — 1000 евро.

Тем временем стало известно, что запрет на транзит санкционных товаров касается и автотранспорта — литовская таможня начала разворачивать российские фуры, следующие в Калининград. Ко всему прочему оказалось, что три железнодорожных парома, которые перевозят грузы до Балтийска из Усть-Луги в Ленинградской области, загружены на 100% до конца июля, а позже очередь достигла середины августа. И хоть в регион передислоцировали сначала второй, а потом и  третий по счету сухогрузы, которые могут перевозить контейнеры и автомобили, но этого оказалось все равно недостаточно — для бесперебойной поставки товаров требуется в общей сложности не менее семи грузовых судов на калининградском направлении, а в идеале — 10 (шесть железнодорожных паромов и четыре сухогруза). Ранее Алиханов оценивал такое расширение мощностей в 10 млрд рублей и отмечал, что рассчитывает на федеральную поддержку в этом вопросе. На государственные субсидии для морских перевозок также очень рассчитывают и калининградские бизнесмены, ведь такой вид транспортировки грузов обходится заметно дороже. Да еще и ставка на провоз непродовольственных грузов на пароме «Усть-Луга — Балтийск» в июне выросла на 10,9%. В Союзе промышленников и предпринимателей Калининградской области спрогнозировали подорожание стоимости доставки товаров в другие российские регионы в 1,5-2 раза. Однако вопрос субсидирования все еще висит в воздухе — Минтранс не торопится с принятием решения.

Облвласти заявили , что в короткие сроки переориентируют грузоперевозки, направив подсанкционные грузы на паромы, а не запрещенные к транзиту через территорию Евросоюза — на железную дорогу. Поугрожав литовцам ответными мерами, правительство Калининградской области в итоге все-таки предложило несколько вариантов «дипломатического» решения проблемы ограничения транзита в регион, в том числе предусматривающих корректировки регламента ЕС . Позже областные власти подчеркнули , что их устроит только полное снятие ограничений на транзит в Калининград. 


Издание Bloomberg сообщало , что в новый пакет санкций ЕС предполагается включить исправления ранее утвержденных мер — возможно, и положения о транзите подпавших под санкции товаров. Алиханов также рассчитывал , что 10 июля — с вступлением в силу очередных санкций — ограничения на транзит грузов в регион через Литву будут сняты. В противном случае власти Калининградской области предложили запретить ввоз и вывоз товаров в Россию через страны Прибалтики, что, по его мнению , может «уничтожить» транспортный комплекс соседних государств и «половины экономики Литвы не будет». Литовские власти засомневались , что такие ответные меры России будут иметь прямые экономические последствия для республики.

Зато российские эксперты рассказали , что запрет транспортировки грузов по территории России в прибалтийские страны негативно скажется на автомобильных грузоперевозках через Белоруссию, а также может привести к сокращению импорта товаров европейского производства в Россию.

Вскоре губернатор начал рассуждать о том, что в будущем при согласии Литвы можно было бы построить выделенную железную и автомобильную дороги, соединяющие основную территорию России и Калининград. Однако власти Литвы тут же ответили , что не согласятся на установление зеленых коридоров для транзита грузов в Калининградскую область через свою территорию. Литовская сторона заявила , что «Россия не заслуживает никаких уступок» в плане принципиального смягчения санкций по транзиту, однако не исключила, в случае острого дефицита каких-либо товаров потребления, возможность выдавать одноразовые разрешения на провоз груза в Калининградскую область.

Спустя два десятка дней после запрета калининградского транзита Алиханов продолжал настаивать , что переговоры России с ЕС по этому вопросу начнутся «в любом случае», это только вопрос времени. «Продолжаем диалог с Еврокомиссией и Литвой. Нас заверяют в том, что вопрос должен разрешиться в ближайшее время», — тогда же заверила официальный представитель МИД Мария Захарова.

Поверенный в делах России в Литве Сергей Рябоконь отметил, что это литовская сторона намеренно затягивает переговоры по калининградскому транзиту. И это несмотря на то, что ситуация с ограничением провоза товаров в регион сказалась на более чем 200 литовских малых и средних транспортных компаний. Впрочем, в пресс-службе Еврокомиссии заявили , что прямые переговоры с Россией по разблокированию калининградского транзита вообще не ведутся.

И вот, наконец, 13 июля в Еврокомиссии дали разъяснения по ситуации с калининградским транзитом. Там отметили, что провоз товаров, попавших под санкционные ограничения, запрещен только по автодорогам. При этом железнодорожные перевозки допускаются при осуществлении необходимого контроля. В дополнительных указаниях государствам-членам Евросоюза по транзиту товаров из России отмечается: «Государства-члены должны проверить, остаются ли объемы транзита в пределах исторических средних значений за последние три года, в частности, отражающих реальный спрос на товары первой необходимости в пункте назначения, и что нет никаких необычных потоков или торговых моделей, которые могли бы привести к обходу. Транзит санкционированных товаров и технологий военного и двойного назначения полностью запрещен в любом случае — независимо от вида транспорта».

Литва и США поддержали решение Еврокомиссии по калининградскому транзиту, в российском МИД сообщили , что еще «формируют позицию». А вот власти Калининградской области остались не полностью удовлетворены такими послаблениями: «Решение является только первым шагом в решении проблемы, требуется аналогичное решение и в части автомобильных перевозок. Благодарю коллег из МИД России за этот результат. Будем продолжать добиваться полного снятия ограничений», — написал губернатор Антон Алиханов.

Позже в телевизионном интервью губернатор заявил , что считает абсурдным намерение Еврокомиссии контролировать, чтобы объем санкционных товаров, провозимых в регион по железной дороге, не превышал средний показатель за последние три года. «Что же, нам теперь не создавать каких-то новых предприятий или производств? Я считаю, что это излишние комментарии Еврокомиссии, это не их дело. Эти ограничения пока как бы сохраняются, но как они будут реально применяться, что это будет значить на практике — пока не очень ясно», — сказал Алиханов.

14 июля премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните подчеркнула , что пока литовские ведомства не установят новые правила на основе разъяснений Еврокомиссии, будет действовать нынешний порядок транзита в Калининград.

Дмитрий Чемакин, экс-министр промышленности региона:

— Решение ЕК хорошее — оно снимет часть напряжения. Однако пока оно прежде всего теоретическое. И только когда Литовская республика применит это на практике, то и станет понятно, насколько решение уверенное, устойчивое и сможет обеспечить те слова, которые сказаны о том, что препятствия калининградскому транзиту нет. В целом же это необходимый, но недостаточный шаг для региона. Автомобильным транспортом обеспечивалась значительная доля малого и среднего бизнеса — это и рынок транспортных услуг, и другие отрасли. Поэтому дальше надо работать, чтобы внутренний российский транзит находился вне каких-то рисков, в том числе ценовых.

В целом Евросоюз обозначил позицию о том, что его санкции и его отношение к внутрироссийским перевозкам, обеспечивающим жизнь населения Калининградской области, отношения не имеет. Соответственно, если этому принципу следовать, то тогда вид транспорта не имеет никакого значения. Литовская Республика в состоянии обеспечить транзит с соблюдением решений, принятых ЕС, как по железной дороге, так и автомобильным транспортом. В частности, подакцизные товары всегда перевозились по специальным маршрутам, под конвоем, исключающим какие-либо изъятия и довложения. Поэтому, если дух того решения будет соблюден, то я не вижу смысла ограничивать автомобильный транзит.

Юрий Пятанов, глава транспортной компании «Транс-Эксим»:

— Ждем разъяснений тех, кто нам палки в колеса ставит. Про железнодорожный транзит я сейчас. Про автомобильный я вообще молчу. Это вообще ущемление прав стопроцентное и неисполнение обязательств. И это камень преткновения на данный момент.

Я бы дождался разъяснений. Читая разъяснения Еврокомиссии, я понимаю, что транзит должен быть открыт полностью, а читая выступление премьера Литвы, я понимаю, что у нас опять засада. А конкретно: портовые мощности будут не заполнены из-за того, что грузы в порты не пойдут экспортные российские.

Если брать то, что касается обеспечения товарами Калининградской области, то я думаю, что здесь все будет нормально — и с грузами, и с прочими делами. Регион будет обеспечен. А вот бизнес, связанный с морскими портами, просто будет убит этими постановлениями. Вот и все. И количество безработных, которые выйдут на улицы, — вот коллега сказал про 30 тысяч автомобилистов — к ним еще присоединятся не меньше 30 тысяч рабочих портов. 


Леонид Степанюк, гендиректор компании «Рустранссервис»:

— Мы сейчас видим комментарии губернатора и экспертов. Вот та интерпретация, которую прописала ЕК в разъяснениях, читается двояко. Нужно подождать немножко реального исполнения. Потому что получается, что железнодорожный транспорт может беспрепятственно двигаться практически со всеми грузами. Что же касается специальных грузов — не будем называть их конкретно, то они и ранее шли морским путем. Поэтому можно считать, что практически все грузы разрешены к перевозке железнодорожным транспортом. Это здорово, если это так будет реализовано. Хотя даже губернатор подвергает сомнению, что это будет исполнено так, как мы хотим.

Но главная проблема даже не в этом — она в том, что более 700 тысяч тонн грузов в году перевозились автотранспортом, и сегодня это все попало под санкции. А ведь есть грузы, которые вообще нельзя перевозить железной дорогой: это сборные грузы, это малые партии, это лекарства, это хрупкие грузы и так далее. Когда в Калининградской торогово-промышленной палате мы собирались отраслевиками, то говорилось, что 20% грузов мы можем перевозить только автотранспортом.

У нас, перевозчиков, душа болит за то, как же мы будем работать. В Калининградской области в 2021 году было до 1400 предприятий-автоперевозчиков.

По моим прикидкам, автомобильным транспортом возили примерно половину грузов, которые сегодня запрещены. И что, половине [грузовиков] на прикол становиться ( не эксплуатироваться — прим. «Нового Калининграда» )? А у нас девять тысяч машин, на которых 15-17 тысяч человек работает. Если это учесть, то «половина» — звучит очень пугающе. Конечно, мы даем возможность и на паромы ставить. Но паромы не оборудованы должным образом — нет автомобильных паромов, они не возят пассажиров . А это значит, водители летят самолетом — это опять расходы и сложности.

Поэтому ЕС нанес Калининградской области очень серьезный удар этими санкциями. А в ответ Россия ничего не сделала: она не сделала автомобильных паромов для нас и не сделала как белорусы, которые просто тоже перестали пускать автомобили ЕС. Раз вы нам запретили, то давайте и мы вам запретим! На границе перегружаемся, перецепляемся и даем работу калининградским перевозчикам. Если нам давно уже практически запретили ездить в Европу, то почему мы их перевозчиков к нам пускаем?

Литовские руководители говорят, что железнодорожные перевозки они контролируют. Но Литва легко может контролировать движение и грузовых автомобилей по своей территории — на транспорт можно навесить навигационно-таможенные пломбы, которые легко отслеживаются. Возможно под контролем литовских экспедиторов, например, ездить.

Мы (автоперевозчики) готовим письмо сейчас руководству региона, Правительству РФ и, скорее всего, президенту, чтобы в конечном итоге хотя бы зеркальную меру приняли. Чтобы у нас хотя бы часть работы прежней была по перевозке грузов через нашу территорию в ЕС. Это хоть как-то решит проблему безработицы и всего остального.

Олег Чернов, председатель совета директоров «Балтийской металлургической компании»:

— Надеемся, что до конца июля эти разъяснения будут приняты транзитером, то есть Литвой. И тогда уже мы сможем давать некую обратную связь. Все верим и надеемся, но пока ничего не меняется. Пока в очередь на доставку железной дорогой никто не встает — это же риски, это простои. Мы предпочли просто отложить свои заказы на месяц. Действуем по наихудшему сценарию, но в надежде на лучшее.

Сейчас каждый день становится известно о новых нюансах, поэтому я боюсь, что нынешние разъяснения ЕК — это не последний вариант. И даже на сегодняшний день вопрос железнодорожного транзита все равно непростой. Как будут идентифицировать эти грузы, считать объемы этих грузов? Как будут проводить контроль? Помните, например, как в Польшу завозили торф? Вы представляете, что такое торф разгрузить на таможенном терминале, а потом загрузить обратно? Это процедура непростая и недешевая. Поэтому как бы мы не дошли до такого же варианта развития событий, только уже в рамках железнодорожного транзита.

Константин Семенов, калининградский эксперт по логистике:

— Думаю, что это — полумера, которая не спасет регион. Смотрите, сколько у нас мебельных предприятий не смогут возить продукцию. Им сейчас надо пересаживаться на вагоны, а железная дорога такую сохранность груза не даст, как машина. Поэтому ждем. Алиханов же сказал, что будет российская сторона добиваться окончательного «освобождения». Думаю, что и в ЕК будут последовательны. Ведь посмотрите, Россия еще никаких ответных санкций не применила — пока все на уровне разговоров и уговоров. Думаю, что запрет транзита через нашу территорию иностранным автоперевозчикам просто так вводить нельзя, потому что это единственный на сегодня способ доставить в Россию товары из Европы.

Светлана Нижегородова, уполномоченная по правам предпринимателей в Калининградской области:

— Эти разъяснения ЕК нам, конечно, помогут, но только отчасти. Поскольку изначально наша и калининградская, и в целом российская позиция была такова, что транзит в Калининградскую область товаров должен быть разрешен как железнодорожный, так и автомобильный. За снятие ограничение для автотранспорта, я думаю, еще стоит побиться — хотелось бы, конечно, расширения вот этих послаблений.

Мне кажется, некоторые формулировки в разъяснениях ЕК непонятны не только нам, но и части европейских стран. Судя по тому, что заявляет Литва — они до конца не определились, как будут контролировать и так далее, поэтому пока они будут действовать по-старому. Надеемся, что в итоге ситуация прояснится. 

Текст: Екатерина Медведева. Фото: Виталий Невар / Новый Калининград

Последние новости

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Петропавловске-Камчатском, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *