Сервисное обслуживание медицинской техники в условиях санкций – пути решений
Наряду с вопросами импортозамещения и поиска новых логистических цепочек одним из важнейших открытых вопросов для российского рынка медицинского оборудования сегодня является сервисное обслуживание.
Наряду с вопросами импортозамещения и поиска новых логистических цепочек одним из важнейших открытых вопросов для российского рынка медицинского оборудования сегодня является сервисное обслуживание.
Сейчас нет рисков того, что зарубежные компании перестанут поставлять в Россию свое медицинское оборудование - США и ЕС не оставили медтехнику и лекарственные препараты в списке санкций. И, как утверждает большинство экспертов, медицинская техника на сегодняшний день поставляется в Россию из-за рубежа без сбоев, в отличие от запчастей - именно с их поставками сейчас ощущается недостаток. Из-за ограничений на поставки запчастей российские компании вынуждены покупать за границей готовую медтехнику, чтобы привезти ее, а уже потом разобрать на компоненты для ремонта ранее закупленного оборудования.
В мае 2022 года при поддержке отраслевого сообщества - сервисных компаний, вендоров и дистрибьюторов медтехники, было проведено всероссийское исследование рынка сервисного обслуживания и ремонта медтехники в условиях санкций, в котором приняли участие 4139 компаний самых разных масштабов со всей территории РФ. Из-за сбоев и перестройки логистических цепочек поставок запасных частей для медтехники 70% респондентов ощутили их дефицит. 47% респондентов считает, что наиболее важная составляющая для сохранения финансовой стабильности — удержание текущих клиентов. 74% респондентов предполагают, что стоимость услуг по ремонту и техобслуживанию медтехники вырастет не более чем на 60%, а 22% респондентов считают, что рост составит 20–40%.
Подобная ситуация на рынке значительно усиливает позиции и важность присутствия на рынке дистрибьюторов медицинского оборудования. Именно это звено в цепочке «производитель медицинской техники» - «пациент» во многом берет на себя ответственность за четкое и бесперебойное функционирование рынка в целом.
«Наша стратегическая цель как дистрибьютора — обеспечение доступности к медицинскому оборудованию адекватной стоимости, качества, безопасности», — рассказывает Дарья Прядко, коммерческий директор компании МедКомплекс А.В.К., крупнейшего в России поставщика медицинского оборудования. – «Мы на рынке более 20 лет, у нас 30 000 постоянных покупателей, которые ежедневно присутствуют на нашей площадке, совершая сделки. В среднем это более 400 сделок в день. Но наше сотрудничество с покупателем не заканчивается на этапе оплаты продукции по счету, мы сопровождаем клиента дальше. Не часто, но возникают ситуации, когда покупателя не устраивает качество товара. У нас на сайте есть специальный раздел по подаче рекламаций. Если покупатель не понимает, что ему дальше делать, то наши менеджеры объяснят, как на сайте оформить эту претензию. Рекламация будет рассмотрена у нас внутри компании, мы свяжемся с производителем и постараемся оперативно решить проблему. Каждую поданную претензию мы доводим до логического завершения».
На бесперебойное и долговременное функционирование медицинского оборудования оказывают влияние множество факторов, не в последнюю очередь это условия хранения и транспортировки. Очень важно, чтобы дистрибьютор обладал собственными хорошо оборудованными складскими площадями и налаженными связями с проверенными транспортными компаниями. Но, безусловно, самое главное – это правильный выбор поставщика и отсутствие у дистрибьютора контрактов-«однодневок».
По словам Дарьи Прядко, работа в компании МедКомплекс А.В.К. ориентирована как раз на то, чтобы найти долгосрочного партнера: «Мы от себя предлагаем контракт как минимум от трёх лет, а иногда и от пяти лет с пролонгацией, чтобы поставщики находились в ситуации стабильного спроса на их продукцию, а мы со своей стороны были уверены, что претензии к качеству продукции будут стремиться к минимуму».
НИА-КАЛИНИНГРАД