«Инвесторов напугать легко»: чем грозят планы по урезанию льгот для резидентов калининградской ОЭЗ
Минфин разработал поправки в Налоговый кодекс РФ, которые, по сути, урезают льготы для новых резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области и других преференциальных налоговых режимов в стране.
Минфин разработал поправки в Налоговый кодекс РФ, которые, по сути, урезают льготы для новых резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области и других преференциальных налоговых режимов в стране. Если законопроект будет принят, то изменения вступят в силу с 1 января 2024 года (и будут касаться только резидентов, получивших статус начиная с этой даты). Эксперты и бизнес-сообщество опасаются, что принятие поправок негативно скажется на экономике и остатках инвестиционной привлекательности полублокадного региона.
Из пояснительной записки к законопроекту следует, что поправки предусматривают ограничение суммы налоговых льгот, предоставляемых новым резидентам ОЭЗ — сумма не должна превышать фактические расходы на капитальные вложения, научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). Сейчас резиденты ОЭЗ в Калининградской области имеют преференции по налогу на прибыль и налогу на имущество: 0% в течение первых 6 лет реализации проекта, а с 7 по 12 годы — 10% налога на прибыль, 1,1% налога на имущество. Также для резидентов в отношении земельных участков, используемых при реализации инвестиционного проекта, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на него устанавливается земельный налог в размере 0%. Помимо этого в течение 10 лет резиденты могут применять пониженные тарифы страховых взносов при условии создания ими новых рабочих мест. Общий тариф страховых взносов для таких рабочих мест составит 7,6%.
Также поправками к Налоговому кодексу РФ предусмотрены меры для того, чтобы на территории особых экономических зон не переезжали производства из других регионов. Для этого предлагается не учитывать в составе капвложений затраты на амортизируемое имущество, приобретенное компанией ранее и уже учтенное. «Предлагаемое ограничение будет стимулировать резидентов преференциальных налоговых режимов увеличивать фактические объемы капитальных вложений и НИОКР, а также создать новые производства», — говорится в пояснительной записке.
Помимо этого планируется установить для резидентов требование о сдаче годовой бухгалтерской отчетности в ФНС России. «Предлагаемая мера позволит минимизировать долю резидентов (участников) преференциальных налоговых режимов с „нулевой“ отчетностью», — поясняют авторы законопроекта. Кроме того, поправки предусматривают возможность получения резидентами налоговых льгот только при своевременном выполнении неких «контролируемых показателей», предусмотренных в договоре.
Сейчас законопроект проходит оценку «регулирующего воздействия». Несмотря на то, что авторы называют предлагаемые поправки к Налоговому кодексу РФ «мерами совершенствования», эксперты и представители бизнес-сообщества опасаются негативных последствий их принятия для экономики Калининградской области. Так, депутат Госдумы Андрей Горохов в разговоре с Rugrad высказал мнение, что это отрицательно скажется на инвестиционной привлекательности региона. По его словам на сегодняшний день Калининградская область из-за сложностей с транспортной доступностью и так выглядит менее интересной локацией для производителей. И если раньше режим ОЭЗ был для региона одним из важных инструментов развития, в первую очередь, производственного сектора, то сейчас возможен отток инвестиций.
«Суть предлагаемых изменений в Налоговый кодекс РФ сводится к ухудшению предоставляемых налоговых льгот резидентам ОЭЗ, в том числе в Калининградской области, что может существенно усложнить условия деятельности производственных компаний в регионе и вынудить их переместить свои предприятия ближе к рынку сбыта (в другие регионы РФ)», — приводит слова Горохова издание. Депутат предлагает при рассмотрении поправок применить дифференцированный подход по отношению к регионам и не распространять планируемые ограничения в отношении калининградской ОЭЗ.
«Новый Калининград» собрал другие комментарии по проблеме.
Уполномоченный по правам предпринимателей в Калининградской области Светлана Нижегородова (мнение высказано в беседе с «Новым Калининградом»): «Конечно, наш регион сложный по затратам на логистику — это особая территория, в силу геополитической и географической специфики. Наша особая экономическая зона была создана для того, чтобы производства развивались с наименьшими затратами. Потому что при обычных затратах наша продукция будет просто неконкурентоспособна, в том числе, на рынке нашей „большой“ России. И сейчас, когда инвесторам обрезают оставшиеся льготы — а именно налоговые, поскольку мы помним, что таможенные еще в 2026 году были частично урезаны, — то стимулов для привлечения инвестиций останется не так много. Нет особого смысла при отсутствии достойных льгот здесь инвесторам свои производства располагать. На мой взгляд, этот законопроект, по крайней мере в отношении нашего региона, принят быть не должен. В этом проекте, конечно, смешали все зоны — как обычные по 116 ФЗ, так и те, которые были предусмотрены, как компенсация какого-то территориального положения — Калининград, Магадан и другие. Здесь следует прямо отдельно подходить и очень взвешенно. Потому что инвесторов напугать легко, а вернуть их назад, к сожалению, очень сложно».
Председатель комитета по налогам, тарифам и развитию ОЭЗ Калининградской торгово-промышленной палаты (КТПП) Михаил Городков (мнение высказано во время заседания профильного комитета КТПП): «То есть получается, что тот объем льгот, условно говоря, если вы зарабатываете десять миллионов по IT-технологиям в течение года и вложили миллион рублей, то вы можете только полгода пользоваться льготой, потому что 20% сопоставляется с нулем процентов, вы должны заплатить два миллиона со своих 10 млн прибыли. И в соответствии с этим для вас зона закончилась через полгода. А поскольку вы еще и наняли сотрудников, которые у вас еще по 7,6% в общем-то работают, она для вас закончилась за три месяца. Общую позицию бизнес-объединений Калининградской области соберем в письме к премьер-министру, руководителям министерств, а также федеральному уполномоченному по защите прав предпринимателей. <...> Надо высказать свое мнение о том, что поддержки принятия законопроекта, уж точно со стороны предпринимателей Калининградской области, не будет».
Замминистра экономического развития, промышленности и торговли региона Анастасия Абрамова (мнение высказано во время заседания профильного комитета КТПП): «Вы правильно подобрали слова „гроза среди ясного неба“ — практически так это и случилось. Министерство финансов действительно уже очень давно вело работу над данным законопроектом, но именно в таком виде даже и предположить было невозможно, что и наша ОЭЗ в Калининградской области окажется в таких условиях. <...> По сути устанавливается не ограничение в объеме [суммы налоговых льгот], а полностью устанавливается ограничение возможности применения льготы. То есть резидент особой экономической зоны должен в текущем периоде проанализировать и сопоставить объем инвестиций, который он осуществил в предыдущем периоде на 31 декабря, с выпадающими налогами, в которые входят начисленные налоги по прибыли, налог по имуществу, земельный налог и пониженные тарифы страховых взносов. Так вот, если объем выпадающих налогов превысит объем инвестиций, то в таком случае, право пользоваться налоговыми льготами в текущем моменте у резидента нет. <...> Губернатор, как руководитель комиссии Госсовета МСП запросит позицию высших должностных лиц субъектов, в которых действуют преференциальные режимы: мы также соберем позиции этих регионов, аккумулируем их и представим в рамках ОРВ (оценки регулирующего воздействия — прим. „Нового Калининграда“). Помимо этого готовим письма и обращения в Правительство РФ для того, чтобы привлечь внимание к данному законопроекту и не допустить принятия его в таком виде».
Член Совета директоров агропромышленного холдинга «Залесье» , член правления КТПП Андрей Романов (мнение высказано во время заседания профильного комитета КТПП): «Мне кажется, что этот законопроект даже достаточно сложно обсуждать — бессмысленно. Поскольку по большому счету, он ставит крест на всех дальнейших инвестициях и функционировании режима ОЭЗ. Я думаю, что юридически проще тогда отменить закон 116 ФЗ и не напрягаться».
Президент Ассоциации иностранных инвесторов в Калининградской области, президент ГК «Продукты питания» Стефано Влахович (мнение высказано во время заседания профильного комитета КТПП): «Понятно, что этот закон не увеличит доход государства: это просто фантазия — считать, что он может привести к увеличению потока каких-то налоговых платежей. Этого не будет. Он просто испугает тех инвесторов, которые еще теоретически рассматривают возможность инвестирования. Это настолько наглядно, что появляется вопрос: кто придумал этот проект закона? Потому что это придумано кем-то, кто никогда вообще не продал хот-дог в жизни, наверное. И почему такие люди допускаются к процессу законодательному?».
Генеральный директор ООО «Юринат» Юрий Дергачев (мнение высказано во время заседания профильного комитета КТПП): «Когда я увидел информацию о такого рода законопроекте, для меня это стало не просто сюрпризом, а очень такой историей того, что мы точно решили не проводить инвестиционный проект. Потому что в принципе у нас был запланирован инвестиционный проект на три миллиарда [рублей] плюс-минус по сумме. Но этот проект просто смысл теряет вообще, в принципе. <...> Я думаю это вредный закон, и ничего хорошего он нам не даст».
Владелец мебельной компании «Чинно Чиллини» Михаил Майстер (мнение высказано во время заседания профильного комитета КТПП): «Лично мне очень симпатичен этот закон. Я вам больше скажу: он мне вообще нравится! Поясняю. Он мне нравится только лишь в одном изводе: если нам удасться так красиво пройти, чтобы этот закон был принят с изъятием из него Калининградской области. Это нас возвращает к более или менее понятной Особой экономической зоне. Более того, это единственный вариант попробовать вернуть некие преференции Калининграду для „промки“ (промышленного производства — прим. „Нового Калининграда“) для того, чтобы компенсировать ситуацию эксклавности, в которой мы с вами оказались. Если хотите мой легкий, незамысловатый прогноз: в среднесрочной перспективе лично я, как некий недоэксперт в этой теме, не просматриваю наличия здесь промышленных производящих предприятий, торговые интересы которых находятся за пределами территории нашей зоны. Еще раз подчеркиваю: если удасться так красиво пройти в этой ситуации, чтобы изъять Калининградскую область, а оставить всех остальных — это будет большое ужасное радостное счастье. Я не знаю, как это сделать и вот надо попробовать, посидеть, подумать. Ребята, это шанс — второго такого может не быть».