«Инвесторов напугать легко»: чем грозят планы по урезанию льгот для резидентов калининградской ОЭЗ

Минфин разработал поправки в Налоговый кодекс РФ, которые, по сути, урезают льготы для новых резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области и других преференциальных налоговых режимов в стране.

Минфин разработал поправки в  Налоговый кодекс  РФ, которые, по  сути, урезают льготы для новых резидентов Особой экономической зоны в  Калининградской области и  других преференциальных налоговых режимов в  стране. Если законопроект будет принят, то  изменения вступят в  силу с  1  января 2024 года (и  будут касаться только резидентов, получивших статус начиная с  этой даты). Эксперты и  бизнес-сообщество опасаются, что принятие поправок негативно скажется на  экономике и  остатках инвестиционной привлекательности полублокадного региона.

Из  пояснительной записки к  законопроекту следует, что поправки предусматривают ограничение суммы налоговых льгот, предоставляемых новым резидентам ОЭЗ  — сумма не  должна превышать фактические расходы на  капитальные вложения, научные исследования и  опытно-конструкторские разработки (НИОКР). Сейчас резиденты ОЭЗ в  Калининградской области имеют преференции по  налогу на  прибыль и  налогу на  имущество: 0%  в  течение первых 6  лет реализации проекта, а  с  7  по  12  годы  — 10% налога на  прибыль, 1,1% налога на  имущество. Также для резидентов в  отношении земельных участков, используемых при реализации инвестиционного проекта, сроком на  пять лет с  месяца возникновения права собственности на  него устанавливается земельный налог в  размере 0%. Помимо этого в  течение 10  лет резиденты могут применять пониженные тарифы страховых взносов при условии создания ими новых рабочих мест. Общий тариф страховых взносов для таких рабочих мест составит 7,6%.

Также поправками к  Налоговому кодексу  РФ предусмотрены меры для того, чтобы на  территории особых экономических зон не  переезжали производства из  других регионов. Для этого предлагается не  учитывать в  составе капвложений затраты на  амортизируемое имущество, приобретенное компанией ранее и  уже учтенное. «Предлагаемое ограничение будет стимулировать резидентов преференциальных налоговых режимов увеличивать фактические объемы капитальных вложений и  НИОКР, а  также создать новые производства»,  — говорится в  пояснительной записке.

Помимо этого планируется установить для резидентов требование о  сдаче годовой бухгалтерской отчетности в  ФНС России. «Предлагаемая мера позволит минимизировать долю резидентов (участников) преференциальных налоговых режимов с  „нулевой“ отчетностью»,  — поясняют авторы законопроекта. Кроме того, поправки предусматривают возможность получения резидентами налоговых льгот только при своевременном выполнении неких «контролируемых показателей», предусмотренных в  договоре.

Сейчас законопроект проходит оценку «регулирующего воздействия». Несмотря на  то, что авторы называют предлагаемые поправки к  Налоговому кодексу РФ  «мерами совершенствования», эксперты и  представители бизнес-сообщества опасаются негативных последствий их  принятия для экономики Калининградской области. Так, депутат Госдумы Андрей Горохов в  разговоре с  Rugrad высказал мнение, что это отрицательно скажется на  инвестиционной привлекательности региона. По  его словам на  сегодняшний день Калининградская область из-за сложностей с  транспортной доступностью и  так выглядит менее интересной локацией для производителей. И  если раньше режим ОЭЗ был для региона одним из  важных инструментов развития, в  первую очередь, производственного сектора, то  сейчас возможен отток инвестиций.

«Суть предлагаемых изменений в  Налоговый кодекс  РФ сводится к  ухудшению предоставляемых налоговых льгот резидентам ОЭЗ, в  том числе в  Калининградской области, что может существенно усложнить условия деятельности производственных компаний в  регионе и  вынудить их  переместить свои предприятия ближе к  рынку сбыта (в  другие регионы РФ)»,  — приводит слова Горохова издание. Депутат предлагает при рассмотрении поправок применить дифференцированный подход по  отношению к  регионам и  не  распространять планируемые ограничения в  отношении калининградской ОЭЗ.

«Новый Калининград» собрал другие комментарии по  проблеме.

Уполномоченный по  правам предпринимателей в  Калининградской области Светлана Нижегородова (мнение высказано в  беседе с  «Новым Калининградом»): «Конечно, наш регион сложный по  затратам на  логистику  — это особая территория, в  силу геополитической и  географической специфики. Наша особая экономическая зона была создана для того, чтобы производства развивались с  наименьшими затратами. Потому что при обычных затратах наша продукция будет просто неконкурентоспособна, в  том числе, на  рынке нашей „большой“ России. И  сейчас, когда инвесторам обрезают оставшиеся льготы  — а  именно налоговые, поскольку мы  помним, что таможенные еще в  2026 году были частично урезаны,  — то  стимулов для привлечения инвестиций останется не  так много. Нет особого смысла при отсутствии достойных льгот здесь инвесторам свои производства располагать. На  мой взгляд, этот законопроект, по  крайней мере в  отношении нашего региона, принят быть не  должен. В  этом проекте, конечно, смешали все зоны  — как обычные по  116  ФЗ, так и  те, которые были предусмотрены, как компенсация какого-то территориального положения  — Калининград, Магадан и  другие. Здесь следует прямо отдельно подходить и  очень взвешенно. Потому что инвесторов напугать легко, а  вернуть их  назад, к  сожалению, очень сложно».

Председатель комитета по  налогам, тарифам и  развитию ОЭЗ Калининградской торгово-промышленной палаты (КТПП) Михаил Городков (мнение высказано во  время заседания профильного комитета КТПП): «То  есть получается, что тот объем льгот, условно говоря, если вы  зарабатываете десять миллионов по  IT-технологиям в  течение года и  вложили миллион рублей, то  вы  можете только полгода пользоваться льготой, потому что  20% сопоставляется с  нулем процентов, вы  должны заплатить два миллиона со  своих 10  млн прибыли. И  в  соответствии с  этим для вас зона закончилась через полгода. А  поскольку вы  еще и  наняли сотрудников, которые у  вас еще по  7,6% в  общем-то работают, она для вас закончилась за  три месяца. Общую позицию бизнес-объединений Калининградской области соберем в  письме к  премьер-министру, руководителям министерств, а  также федеральному уполномоченному по  защите прав предпринимателей. <...> Надо высказать свое мнение о  том, что поддержки принятия законопроекта, уж  точно со  стороны предпринимателей Калининградской области, не  будет».

Замминистра экономического развития, промышленности и  торговли региона Анастасия Абрамова (мнение высказано во  время заседания профильного комитета КТПП): «Вы  правильно подобрали слова „гроза среди ясного неба“  — практически так это и  случилось. Министерство финансов действительно уже очень давно вело работу над данным законопроектом, но  именно в  таком виде даже и  предположить было невозможно, что и  наша ОЭЗ в  Калининградской области окажется в  таких условиях. <...> По  сути устанавливается не  ограничение в  объеме [суммы налоговых льгот], а  полностью устанавливается ограничение возможности применения льготы. То  есть резидент особой экономической зоны должен в  текущем периоде проанализировать и  сопоставить объем инвестиций, который он  осуществил в  предыдущем периоде на  31  декабря, с  выпадающими налогами, в  которые входят начисленные налоги по  прибыли, налог по  имуществу, земельный налог и  пониженные тарифы страховых взносов. Так вот, если объем выпадающих налогов превысит объем инвестиций, то  в  таком случае, право пользоваться налоговыми льготами в  текущем моменте у  резидента нет. <...> Губернатор, как руководитель комиссии Госсовета МСП запросит позицию высших должностных лиц субъектов, в  которых действуют преференциальные режимы: мы  также соберем позиции этих регионов, аккумулируем их  и  представим в  рамках ОРВ (оценки регулирующего воздействия  — прим. „Нового Калининграда“). Помимо этого готовим письма и  обращения в  Правительство РФ  для того, чтобы привлечь внимание к  данному законопроекту и  не  допустить принятия его в  таком виде».

Член Совета директоров агропромышленного холдинга «Залесье» , член правления КТПП Андрей Романов (мнение высказано во  время заседания профильного комитета КТПП): «Мне кажется, что этот законопроект даже достаточно сложно обсуждать  — бессмысленно. Поскольку по  большому счету, он  ставит крест на  всех дальнейших инвестициях и  функционировании режима ОЭЗ. Я  думаю, что юридически проще тогда отменить закон 116  ФЗ и  не  напрягаться».

Президент Ассоциации иностранных инвесторов в  Калининградской области, президент ГК  «Продукты питания» Стефано Влахович (мнение высказано во  время заседания профильного комитета КТПП): «Понятно, что этот закон не  увеличит доход государства: это просто фантазия  — считать, что он  может привести к  увеличению потока каких-то налоговых платежей. Этого не  будет. Он  просто испугает тех инвесторов, которые еще теоретически рассматривают возможность инвестирования. Это настолько наглядно, что появляется вопрос: кто придумал этот проект закона? Потому что это придумано кем-то, кто никогда вообще не  продал хот-дог в  жизни, наверное. И  почему такие люди допускаются к  процессу законодательному?».

Генеральный директор ООО «Юринат» Юрий Дергачев (мнение высказано во  время заседания профильного комитета КТПП): «Когда я  увидел информацию о  такого рода законопроекте, для меня это стало не  просто сюрпризом, а  очень такой историей того, что мы  точно решили не  проводить инвестиционный проект. Потому что в  принципе у  нас был запланирован инвестиционный проект на  три миллиарда [рублей] плюс-минус по  сумме. Но  этот проект просто смысл теряет вообще, в  принципе. <...> Я  думаю это вредный закон, и  ничего хорошего он  нам не  даст».

Владелец мебельной компании «Чинно Чиллини» Михаил Майстер (мнение высказано во  время заседания профильного комитета КТПП): «Лично мне очень симпатичен этот закон. Я  вам больше скажу: он  мне вообще нравится! Поясняю. Он  мне нравится только лишь в  одном изводе: если нам удасться так красиво пройти, чтобы этот закон был принят с  изъятием из  него Калининградской области. Это нас возвращает к  более или менее понятной Особой экономической зоне. Более того, это единственный вариант попробовать вернуть некие преференции Калининграду для „промки“ (промышленного производства  — прим. „Нового Калининграда“) для того, чтобы компенсировать ситуацию эксклавности, в  которой мы  с  вами оказались. Если хотите мой легкий, незамысловатый прогноз: в  среднесрочной перспективе лично  я, как некий недоэксперт в  этой теме, не  просматриваю наличия здесь промышленных производящих предприятий, торговые интересы которых находятся за  пределами территории нашей зоны. Еще раз подчеркиваю: если удасться так красиво пройти в  этой ситуации, чтобы изъять Калининградскую область, а  оставить всех остальных  — это будет большое ужасное радостное счастье. Я  не  знаю, как это сделать и  вот надо попробовать, посидеть, подумать. Ребята, это шанс  — второго такого может не  быть».

Последние новости

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Полевском

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *