«Градусник» для бизнеса
Волатильность очень красивое слово, которое происходит от английского термина,
В условиях высокой волатильности экономической ситуации очень важно понимать, как себя чувствует бизнес
Волатильность очень красивое слово, которое происходит от английского термина, обозначающего изменчивость цены на какой-то товар. Впрочем, постепенно термин стал красивой заменой фразы «а кто его знает». И экономисты на вопрос, а сколько будет стоить (тут вставляйте что пожелаете), отвечают, наморщив для важности лоб; «в условиях высокой волатильности рынка, скорее всего…»
В ситуации, когда совершенно непонятно, что будет с экономикой завтра очень важно понимать, как себя чувствует бизнес. А что же статистика, скажете вы. Статистика узнает, но потом, когда сдадут и обобщат отчеты. То есть с большой задержкой. Если хотите, статистические органы - как патологоанатом. Диагноз самый точный, но когда его поставили, необходимость в лечении уже отпала. Поэтому, чтобы вовремя прописать экономике «лекарство» необходимо следить за текущей ситуацией или держать руку на пульсе «больного».
Для отдельного предприятия это сделать проще, а как понять, что происходит в целом в стране? Для этого проводятся опросы. Есть показатели, которые принято называть опережающими, по которым можно спрогнозировать, что нас ожидает в будущем. А если мы знаем прогноз, то имеется возможность повлиять на ситуацию. Кто читает мой блог, тот наверняка помнит, что я люблю обсуждать результаты регулярных мониторингов, проводимых Банком России. Но сегодня у нас на повестке дня результаты специального проекта ТПП РФ «Бизнес-барометр страны». Желающие легко могут найти презентацию результатов этого опроса предприятий в интернете. Очень важно, что опрос этот анонимный, поэтому респонденты отвечают искренне и не пытаются приукрасить ситуацию или сгустить краски.
Рассматриваемый этап опроса, проведенного в рамках проекта, прошел в июле августе текущего года. Всего было опрошено 11 546 респондентов из 81 региона. Из проанкетированных, 40% были собственниками бизнеса, 29% - руководителями высшего и 31 среднего звена. 66% опрошенных находятся в самой цветущей и продуктивной поре – в возрасте от 30 до 50 лет.
Результаты разделены на 4 блока:
· срез текущей ситуации
· самочувствие бизнеса
· финансы;
· кадры и производство, рынки.
Сегодня мы посмотрим на то, каково самочувствие бизнеса. Итак, как же респонденты оценивают состояние своего бизнеса в санкционных условиях? Распределение ответов приведено на рисунке 1.
Рисунок 1 - Оценка состояния бизнеса в санкционных условиях
Не очень радует, что 36% от опрошенных, по из мнению, испытывают проблемы. Но, с другой стороны, четверть увидели возможности для развития, а три четверти в совокупности чувствуют себя неплохо. Хотя оценка ситуации важна, но самое главное, к каким действиям она побуждает предпринимателей. Какую стратегию они выбрали для своих предприятий на ближайший год показано на рисунке 2.
Рисунок 2 - Стратегия предприятий, по результатам опроса, на ближайший год
По сравнению с оценкой ситуации планы гораздо оптимистичней. Всего 6% предпринимателей планируют закрытие или перенос своих предприятий. Первое плохо и для региона, где такие предприятия работали, и для экономики в целом. Второе плохо для региона и хорошо для экономики, поскольку сохранятся рабочие места и останется вклад в совокупный продукт. Сохранением имеющегося бизнеса будут заниматься 41% от опрошенных, а вот расширять - больше половины - 53%. Это отрадный результат оценки будущей ситуации, в рамках которой 94% опрошенных верят в лучшее.
В целом опрос, как градусник, позволяет заблаговременно выявлять проблемы, но в то же время он свидетельствует об оптимизме российских бизнесменов. Будем надеяться, что расширение бизнеса покроет потери от ликвидируемых компаний, а органы власти в регионах, откуда бизнес планирует уйти, предпримут меры по стимулированию его развития и закрепления на местах.