Эксперт: Малая глубина у причалов не позволяет вывозить зерно из Калининграда в Африку
Малая глубина у причалов препятствует экспорту зерна в Марокко, Алжир и Мавританию из Калининградской области.
Малая глубина у причалов препятствует экспорту зерна в Марокко, Алжир и Мавританию из Калининградской области. Об этом заявила генеральный директор АО «Портовый элеватор» Елена Зайцева. Мнение эксперта приводит PortNews.
По её словам, калининградскую пшеницу в основном поставляли в страны северной Европы. Сейчас образовался профицит в 40% от всего валового продукта.
«Его можно было бы поставлять на внутренний российский рынок, однако прекрасная по качеству пшеница будет неконкурентоспособной в части цен — себестоимость её производства у нас выше. Так, нам требуется завозить на территорию региона топливо, удобрения, средства защиты растений — и провозить их по территории Литвы и Белоруссии. В результате цена на наше зерно выше, чем в других российских регионах. В придачу финансовой нагрузкой являются зерновой демпфер, введенный 2 июня 2021 года, а также квоты на экспорт зерна, действующие с 2020 года», — отметила Зайцева.
Экспортный профицит зерна можно было бы перераспределить в такие страны, как Марокко, Алжир, Мавритания. Однако осадка у причалов составляет восемь метров, из-за чего порт способен принимать относительно небольшие суда дедвейтом (весом всего груза) до 10 тысяч тонн. «К примеру, до Египта такие суда не дойдут. Для экспорта зерна в Африку требуется фрахт более крупных судов», — подчеркнула специалист.
Зайцева считает, что для решения проблемы требуется господдержка властей. Самым эффективным шагом стала бы точечная отмена зернового демпфера (он предусматривает плавающие пошлины на экспорт пшеницы, кукурузы и ячменя и возврат полученных от них средств на субсидирование сельхозпроизводителей). Такие меры могут стать компенсацией за оторванность региона от основной территории России.
«Также требуются послабления в части квот — в масштабах России и государственного бюджета наши отчисления не значимы. Тогда как для нас подобные послабления дали бы ощутимый толчок к развитию. Также эффективной мерой помощи может стать субсидирование фрахтования судов для перевозок зерна по актуальным международным направлениям», — полагает эксперт.
Калининград.Ru