Антон Силуанов: поддержка малого и среднего бизнеса необходима для диверсификации экономики
Экономика России испытывает трудности. Это не секрет, и у этого есть свои объяснения.
Экономика России испытывает трудности. Это не секрет, и у этого есть свои объяснения. И одно из них — структурные проблемы. Разумеется, сказываются и санкции Запада. Именно потому хороших экономических новостей так мало. Не радуют заявления о замедлении темпов роста и падении промпроизводства, вкупе с грузооборотом. Да и «нацпроекты» пока дают скромные результаты. О том, почему так важно их исполнить, и о том, что делает Минфин в условиях нестабильности — в колонке для «Новой газеты» экономиста Владислава Иноземцева.
Удивительно, но именно ведомство Антона Силуанова больше других внушает оптимизм. Несмотря на бесконечные упрёки в скупости и нежелании расходовать бюджетные доходы, именно Минфин сегодня стал проводником «стратегии малых дел», которая может стать критически важной в недопущении экономического спада, о котором многие говорят, как о чем-то неизбежном.
О том, как этого спада избежать говорили в том числе в Калининграде — на большом совещании по реализации нацпроекта по развитию малого бизнеса и предпринимательской инициативы, куда съехались руководители российских регионов и министры федерального правительства. Тем подняли достаточно много, и именно тут прозвучали слова, к которым следовало бы отнестись со всем вниманием, поскольку они дают представление о том, что думает о ситуации экономический блок правительства и, конечно, каким образом он намерен оживлять экономику в ближайшие годы.
Разумеется, отметил Силуанов, малый и средний бизнес получат доступ к более дешёвым деньгам, им упростят отчётность, и одновременно повышая их долю в поставках товаров и услуг для нужд государства и государственных компаний. В частности, заявил глава Минфина, его ведомство готово увеличить субсидирование процентной ставки по кредитам для малых и средних предприятий таким образом, чтобы их объем по итогам этого года вырос в восемь раз по сравнению с 2018-м — до 1 трлн рублей. И это играет огромную роль: во-первых, потому объем выручки малых предприятий в России вырос на 25% за последний год. А во-вторых, у правительства стоит задача увеличить долю малого бизнеса в ВВП страны до 32,5%, при одновременном увеличении числа занятых в этой сфере c нынешних 19 млн до 25 млн человек к 2024 году. Всё это, указал министр, заложено в национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы».
Силуанов также отметил, что правительство уже приняло решение о повышении предельного размера таких льготных кредитов со ставкой не более 8,5% годовых до 2 млрд рублей на инвестиционные цели и срока их возврата до 10 лет, а на пополнение оборотных фондов предлагается предоставлять кредиты в сумме от 3 до 100 млн рублей на три года. Сейчас работа по этой программе ведется с 70 банками, и их пул будет расширяться. Ещё будучи в Перми — в июле этого года — Антон Силуанов заявил о том, что крупным банкам следует вкладываться в кредитование малого и среднего бизнеса вместо того, чтобы наращивать долю в потребительском кредитовании. Министр также указал, что поддержка малого и среднего предпринимательства необходима для диверсификации российской экономики, которую пока воспринимают только как сырьевую.
Возвращаясь к теме доступа малого и среднего бизнеса к системе госзакупок — а это по-прежнему больная как для бизнеса, так и для правительства тема, — министр финансов России признал, что предприниматели должны получать больше заказов: «горизонт планирования» закупок госкомпаний у «малышей» должен вырасти с одного до трёх лет. Да, пока эта система в нынешнем виде не позволяет эффективно расходовать государственные деньги — слишком много регулирования, слишком мало конкуренции — 96% контрактов госкомпаний считаются самим Минфином «неконкурентными», а почти треть представляет собой покупки у единственного поставщика, — и слишком неповоротлива. Это, заявил Силуанов, в ближайшие годы должно измениться. Путь, пока проблема и решится квотами, но это уже привнесёт больше так необходимой конкуренции в госзакупки.
Эксперты, собственно, как и Минфин, признают, что как только будет больше конкуренции в этой системе, то российский частный бизнес сам найдет удобные и выгодные для себя ниши в этом секторе; если конкуренция по-прежнему будет недостаточной, главы госкомпаний будут и дальше проводить подряды через организации, формально подпадающие под требования властей, но на деле имеющими к малому бизнесу весьма малое (да простят меня за каламбур) отношение.
Много в Калининграде говорили о необходимости смягчения надзорных функции и упрощения отчётности. Это также огромный пласт проблем, над которым работает Минфин. В частности, по словам Антона Силуанова, его ведомство будет ходатайствовать об отмене штрафов за впервые выявленные финансовые нарушения и уже готовит поправки в действующее законодательство на эту тему. Говорилось и о необходимости сокращения сроков разблокирования счетов малых и средних фирм, которые замораживаются при выполнении банками требований закона о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем.
Также вице-премьер заявил, что сократятся в несколько раз сроки выдачи критически важных для бизнеса справок и подтверждений. В том числе и тех, что подтверждают российское налоговое резидентство.
Конечно, будучи в Калининграде, невозможно было не коснуться связанных с этим самым западным регионом России проблем. В первую очередь — логистики, импорта и экспорта, а также тарифов. Владислав Иноземцев указывает в своей колонке на то обстоятельство, что организация поставок товаров из остальной части России и отгрузки в нее продукции краевых предприятий обсуждаются в новом ключе: «Например, была предложена возможность снижения транспортных тарифов за счет переключения с железнодорожных поставок через Литву на паромные перевозки в порты Ленинградской области и даже создание для выравнивая цен единого оператора железнодорожных и паромных перевозок под эгидой РЖД», — пишет эксперт.
Между прочим, ввиду оторванности Калининграда от «большой России», решение логистических проблем региона может оказаться на поверку одной из сложнейших задач — ведь решать придётся не только сугубо тарифные вопросы, но и корректировать процедуры таможенного оформления грузов.
Глава региона напомнил, что в Германии доля МСП в ВВП возросла с 53,8% в 2012 году до 79% в 2014 году. Рост, по его словам, обусловлен поддержкой расходов на НИОКР, стимулированием инвестиций, в том числе, иностранных, а также активной финансовой и технологической поддержкой малого и среднего бизнеса. В России расходы на НИОКР составляют в 2,6 раза меньшую долю от ВВП, чем в Германии, а в абсолютном выражении показатели России в 4,2 раза ниже. «Сегодня мы должны говорить не только, и не столько о росте количества субъектов малого и среднего бизнеса, но и об их „качественном“ составе, что неразрывно связано с задачей повышения конкурентоспособности продукции, услуг, оказываемых субъектами малого и среднего предпринимательства», — заявил Алиханов.
Антон Силуанов отметил, что ряд предложений, озвученных губернатором, уже прорабатывается. По некоторым уже есть решения. Например, о государственных мерах поддержки самозанятых.
А между тем, встречи, подобные прошедшей в Калининграде, за этот год были организованы уже в шести городах практически во всех федеральных округах, и прямое общение высших чиновников правительства с бизнесом несомненно приносит свои плоды. Стоит отметить, сейчас Минфину подвластны относительно малобюджетные национальные проекты — на полтора триллиона рублей. Другие ведомства, к при меру, Минтранс, ведут проекты на в разы большие суммы. Однако же, насколько эффективно удастся Минфину наладить отношения бизнеса и государства, насколько слаженно они будут работать, от того в конечном итоге зависит успех как предпринимателей, так и простых граждан — ведь основная задача состоит в повышении их уровня жизни.